Похоже, уже в ближайшие годы из Москвы на речном судне опять можно будет доехать не только до Ладоги и Петербурга, но и до Пскова. Кстати, в поддержку такого маршрута на `позапрошлом Давосе` выступил тогдашний эстонский президент Леннарт Мери.
Сквозной водный путь Балтика-Нарва-Нарвские озера (ныне именуемые Чудским и Псковским), как утверждают историки, основан еще в эпоху варягов, а это V-VI века нашей эры. И вплоть до середины 1960-х этот путь, что называется, исправно работал.
После Великой Отечественной к маршруту подключили Москву: суда шли сначала по Каналу имени Москвы, затем - по Волго-Балту и Неве. А после - через Финский залив ходили в Нарву, впадающую в Чудское озеро, которое переходит в Псковское. Маршрут, прямо скажем, неблизкий, зато небезынтересный для туристов, историков, этнографов.
С середины 1960-х годов судоходство там было прервано по технологическим причинам, точнее - из-за строительства Нарвской ГЭС и обмелением большей части Наровы (русское название реки Нарва). Но финские и эстонские специалисты в 2003-2006 гг. провели совместное исследование, и оказалось, что затраты на восстановление этого пути быстро окупятся, прежде всего, благодаря туристскому спросу.
Эстонцы и финны предлагают построить в обмелевшей части Наровы 3 - 4 шлюза, которые позволят судам обходить Нарвскую ГЭС и стабильно пополнять водой эту реку. Местные же энергетики обеспокоены влиянием этих шлюзов на уровень Нарвского водохранилища. А с его помощью электричеством снабжаются соседние районы не только Эстонии, но и Ленинградской области.
Этот проект, предложенный эстонской стороной еще в 2003 году, ныне изучают не только в Ленинградской и Псковской обладминистрациях. Его рассматривают и в Комиссии по транспорту Евросоюза, в Ассоциации стран Балтийского моря и в Северном совете. Скорее всего, его реализацию будет финансировать какая-нибудь из этих структур.
По мнению Юрия Крафта, президента Союза хозяйственных объединений Эстонии, `должное экономическое развитие и рост занятости населения на обоих берегах Чудского озера и Нарвы можно было бы гарантировать в случае восстановления судоходства по маршруту Нарвский Залив-Нарва-Чудское-Псковское озера. А это возможно, если построить шлюзы на Нарве`.
Сей путь, что и говорить, весьма долгий: где-то пять суток, самое меньшее. Впрочем, из Москвы давно организуют водные круизы на Ладогу и в дельту Волги, что тоже занимает пять, а то и шесть суток. Спрос же на такие поездки зачастую с избытком.
По прогнозам экспертов, едва ли меньшей будет востребованность водного маршрута Москва-Петербург-Нарва-Псков. Плюс к тому сразу в Нарву можно попасть водным путем - примерно за 2 суток - и из Финляндии и Швеции: кстати, в Стране Суоми даже собирают подписи в пользу возобновления таких поездок.
Как считает российский специалист-транспортник, кандидат экономических наук Владимир Ледин, `здесь возможны два варианта: только для водного туризма и, наряду с таким туризмом, еще и перевозки местных грузов и пассажиров. Любой из этих вариантов станет более реальным, если Чудско-Псковско-Нарвский бассейн включить в систему внутренних водных путей Европы. Это позволило бы привлечь к финансированию проекта общеевропейские структуры`.
Кстати, Эстония добивается от ЕС и Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН включения этого бассейна в европейскую водно-транспортную сеть.
А, по словам пресс-секретаря Комитета экономического развития Ленинградской области Александра Бутенина, `возобновляемость` маршрута Финский залив - река Нарва - Чудское - Псковское озера подтверждена специалистами, что делает досягаемыми внутренние водоемы северо-запада Ленинобласти для водного туризма.
|