Требование к власти прозвучало на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где обсуждались состояние и перспективы развития пассажирского транспортного обслуживания населения.
Генеральный директор ГПВО `Областная дирекция автобусных перевозок` Валентин Полозок считает, что в основе конфликта транспортников и власти - неудовлетворительное финансирование муниципалитетами важнейшей отрасли. Большая часть подвижного состава, особенно в городах, изношена сверх всякой нормы.
Председатель областного комитета работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Юрий Тадлов выразился еще жестче: муниципальный транспорт в области скорее мертв, чем жив.
У транспорта, как известно, две составляющие - социальная и коммерческая. Сегодня эти две `ипостаси` одной отрасли столкнулись особенно сильно, и причин тому несколько. Прежде всего, нет законодательной базы для деятельности автомобильного транспорта. В результате на рынке услуг появились недобросовестные перевозчики.
А тут еще по инициативе главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа водители такси и транспортных средств вместимостью меньше восьми человек были освобождены от лицензирования. Негативно сказывается на транспортниках и постоянное повышение цен на топливо.
Все это ставит так называемых социальных перевозчиков в тяжелейшее положение, резко ухудшает результаты их финансово-хозяйственной деятельности. А целевого финансирования по социально значимым автобусным перевозкам нет. Между вологодскими перевозчиками и муниципалитетами отсутствует не только взаимопонимание, но, по существу, и хозяйственные отношения.
Тарифы устанавливает власть. В муниципальном транспорте они социально значимы, то есть ниже расчетных или стоимости услуги, которую транспортник оказывает пассажиру. В Вологде, например, проезд в автобусе и троллейбусе стоит 8 руб. Фактически же себестоимость перевозки пассажира - 11 руб. Разницу в 3 руб. власть транспортникам не компенсирует, заявляя, что у нее нет денег.
Транспортники требуют от муниципальной власти заключения договоров, в которых были бы предусмотрены меры взаимной экономической ответственности. Власть этого делать не желает.
Между тем так называемые выпадающие доходы уже давно стали гирей для перевозчиков. У них почти не остается средств на развитие. Некоторое время назад специалисты вологодского ПАТП-1 подсчитали, что если бы город компенсировал в полном объеме выпадающие доходы, то на эти деньги предприятие, ныне перевозящее пассажиров в ржавых колымагах, смогло бы в год покупать до 22 современных автобусов.
В свою очередь, у региональных властей сегодня нет инструментов, чтобы эффективно влиять на этот рынок. Необходимо принятие на федеральном уровне документов, регулирующих деятельность автомобильного транспорта, нужны регламенты и правила допуска к перевозкам, основанные на требованиях профессиональной компетенции, репутации и финансового состояния соискателя.
Правда, как информировал Валентин Полозок, Устав автомобильного и городского электрического наземного транспорта, регулирующий отношения перевозчика и потребителя услуг, уже подготовлен. На стадии обсуждения находится и закон об отношениях перевозчика и власти.
А ведь кое-что можно сделать и на местах, например разработать порядок регулирования транспортной деятельности, развития конкуренции, создать систему конкурсных процедур допуска перевозчиков на рынок вне зависимости от форм собственности. Можно изыскать возможности для повышения окупаемости эксплуатационных затрат за счет собственных дополнительных доходов. Например, путем привлечения рекламы.
Юрий Тадлов, кстати, рассказал об опыте Кемеровской области, где уже 10 лет действует губернаторская программа `Транспорт`. Это позволило не только сохранить муниципальный подвижной состав, но и развить его. На средства областного и местных бюджетов за последние два года приобретено 610 автобусов.
Словом, резервы у Вологодской области есть. Однако участники совещания пока ограничились информацией, что губернатор выделил около 50 млн руб. на поддержку муниципального транспорта. На том и разошлись...
|