`Себя, как в зеркале, я вижу, и это зеркало не льстит` - так, чуть изменив пушкинские строчки, могли бы сказать о себе две Цереры, разместившиеся по обе стороны 233-го зала Нового Эрмитажа. Там открылась выставка `Рубенс. Две версии одной картины`.
На обоих полотнах изображена статуя Цереры - богини растительности и плодородия. Одна картина, приобретенная в 1768 году Екатериной II, - из эрмитажной коллекции, вторая - из собрания Филиппи в Гамбурге - ныне принадлежит швейцарскому коллекционеру Герману Байелеру.
Изображенные богини и крутящиеся возле них шаловливые мальчики-путти только на первый взгляд кажутся одинаковыми. Наблюдательный взгляд найдет различия. И это объяснимо. По мнению исследователей, картина, приехавшая погостить в Эрмитаж из Швейцарии, - не просто авторское повторение, а вариант, созданный годом-двумя позже эрмитажной `Статуи Цереры`. А Рубенс, даже повторяя свои произведения, обязательно в них что-то менял.
|