Глобализация набирает силу, и мы обязаны это учитывать, обязаны упорядочить и унифицировать всю образовательно-научную `цепочку`.
Сочленение систем образования и всемирное признание профессионализма, где бы оно ни было обретено, крайне важно и актуально, что было подчеркнуто на саммите `большой восьмерки` в Петербурге в итоговом коммюнике `Образование для информационных обществ в XXI веке`.
Да, мы идем впереди или хотя бы наравне с другими странами в преподавании математики, физики, химии. Однако отстаем в языкознании, философии. В эпоху глобализации обучающие системы и уровни знаний, умения должны быть совмещены в международном масштабе. Семья уезжает на заработки, но ребенка, окончившего российскую начальную школу, `средняя` зарубежная школа не принимает. Ученый приехал на конференцию в Кембридж, а докладов коллег не понимает. И таким примерам несть числа. Отставание преодолевают, но медленно, нерешительно.
Вузы должны наладить обмен студентами с однопрофильными зарубежными высшими учебными заведениями. В первую очередь это касается будущих профессионалов-языковедов и профессионалов по восточным языкам, которые наиболее трудны в освоении. Так, например, каждая группа арабистов 3-го курса Восточного факультета СПбГУ могла бы проучиться в Каирском университете, а группа оттуда, изучающая русский язык, могла бы стажироваться в Петербурге. Срок стажировки - чуть менее полного учебного года - необходим, чтобы студентам по возвращении были прочитаны курсы, отсутствующие в Каире.
По аналогии возможен обмен будущими медиками, транспортниками, животноводами и т. д.
Каждому школьнику следует обеспечить право выбора профессии. Для этого необходима широко разветвленная сеть специализированных школ: математических, экономических, сельскохозяйственных, художественных, углубленной военной подготовки. Это не потребует крупных инвестиций, вполне может быть уложено в бюджет проекта `Образование`. Вместе с тем расширенное изучение профессиональных дисциплин не должно привести к снижению уровня общеобразовательной подготовки, чтобы любой подросток в случае изменения своих планов мог продолжить учебу в новом направлении. Российский аттестат начальной и средней школы должен быть доведен до признания во всех странах.
Следующий шаг - взаимопризнание дипломов высшей школы. Работа предстоит большая. Разнообразие читаемых дисциплин должно укладываться в вузовскую сетку и не препятствовать изучению базовых общепризнанных курсов, а дополнять их. Первостепенное внимание при этом следует уделить обучению молодежи, склонной к научной работе.
Каждый российский вуз обязан создавать условия, чтобы его выпускники на базе вуза и при его поддержке могли учреждать малые наукоемкие предприятия. Примером может служить Оксфорд, обросший предприятиями подобного вида. Их сегодня более 300, а общий годовой доход университета - $5 млрд.
Научные и академические звания следует привести в соответствие с западными стандартами. Нигде в мире нет кандидатов наук и членов-корреспондентов. Не должно их быть и у нас. Но сделать это надо мягко, растянуто во времени. Отказаться от защит новых кандидатских диссертаций и выбора новых членкоров. А старых оставить со всеми привилегиями.
Написание кандидатских, и тем более докторских, диссертаций отнимает очень много драгоценного времени, годы кропотливого труда, которые лучше использовать для проведения дальнейших исследований. Молодые ученые должны сразу ориентироваться на уровень доктора наук. Причем не столько на написание диссертации, сколько на защиту степени по совокупности опубликованных монографий, сделанных открытий и выполненных НИР.
|