- Зачем таможня заставляет нас сортировать по размеру круглый лес? - вопрошал представитель `Стора Энсо` на семинаре проекта `Торговые палаты - опора в развитии предприятий`, который был организован в Йоэнсуу (Финляндия) Торговыми палатами Северной Карелии, провинции Оулу и Республики Карелия. - Это ведь никак не влияет на размер таможенной пошлины! Никакого экономического смысла нет, а нам приходится сортировать лес. Это же время, лишние хлопоты и расходы!
Финский лесопромышленник рассуждал со знанием дела: 31 мая 2006-го вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.03.06 N 158, которое ввело подробную градацию экспортного леса. Кроме того, этот документ повысил с 2,5 до 4 евро за кубометр специфическую составляющую вывозной таможенной пошлины на необработанные лесоматериалы хвойных пород, что у финского партнера тоже вызвало сомнения: разумно ли?
На первый взгляд, действительно трудно найти рациональное зерно в `сортировочном` нововведении. Но не прошло и года, как стратегический замысел российского правительства стал ясен.
`Кругляк` пошел по этапу
В феврале 2007-го вышло постановление Правительства РФ от 05.02.2007 N 75. Его суть - трехэтапное повышение уровня вывозных таможенных пошлин на отдельные виды лесоматериалов необработанных, за исключением мелкотоварной балансовой древесины из березы и древесины ценных и твердолиственных пород: с 1 июля 2007 года специфическая составляющая вывозной таможенной пошлины устанавливается на уровне 10 евро за 1 кубометр, с 1 апреля 2008-го - 15 евро за 1 кубометр, с 1 января 2009-го - 50 евро за 1 кубометр.
Таким образом, уже с 1 июля этого года пошлина на круглый лес повышается с 4 до 10 евро. Причем не только на лес хвойных пород, но и на березу и осину, которые сегодня вывозят беспошлинно.
Вот для чего нужно было выделить мелкотоварную древесину! Вот почему лесоэкспортеры еще год назад должны были прочувствовать, что правительство от деклараций о неразумности вывоза круглого леса переходит к действиям, которые призваны стимулировать лесопереработку на российской стороне. Именно с этой целью почти одновременно с постановлением N 158 в прошлом году появилось постановление N 168, которое отменило ввозную таможенную пошлину (5-10% от таможенной стоимости товара) на отдельные виды технологического оборудования, в том числе - для лесопереработки.
По данным таможенной статистики
В результате нововведений часть лесоэкспортеров переориентировалась на внутренний рынок, что повлияло на объемы экспорта леса из Карелии. Например, по сведениям Петрозаводской таможни, в 2006 году было оформлено более 1,3 млн кубометров лесоматериалов необработанных, что меньше на 12,3%, чем в 2005 году. При этом обработанных лесоматериалов было вывезено в три раза меньше, чем `кругляка`.
С учетом последних шагов российского правительства в таможне ожидают от 2007 года роста экспорта обработанных лесоматериалов, поскольку предприятия Карелии активно перевооружают производство. Например, по данным 9 месяцев 2006 года, импорт по товарной группе `промышленное оборудование` составил в Карелии $43,2 млн, что почти на 50% больше аналогичного периода 2005 года.
Сколько лесоматериалов, какого качества, размера, сорта вывозят из России? Эти вопросы всегда актуальны.
- 158-е постановление повысило требования к экспортерам леса в части описания лесоматериалов по сортам и диаметрам стволов. Потому проводить эффективный фактический контроль этого товара стало задачей номер один, решить которую невозможно без выборочного контроля, основанного на системе управления рисками, - рассказал начальник Петрозаводской таможни Алексей Накрошаев.
По его словам, Петрозаводская таможня проводит периодический контроль мест отгрузок экспортных лесоматериалов, однако сегодня таможенный контроль затруднен по нескольким причинам. Прежде всего, слишком много мест отгрузок лесоматериалов, которые находятся далеко от таможни и таможенных постов. Только в регионе деятельности Петрозаводской таможни 53 места отгрузки, порой на расстоянии до 200 км от таможенного органа.
Терминал и лесной, и таможенный
Многие лесоэкспортеры не имеют постоянного места отгрузки лесоматериалов, оно становится известным только при подаче грузовой таможенной декларации. Как его проконтролировать? Кроме того, отсортировать балансы в штабели в соответствии с новой градацией диаметров под силу лишь крупным экспортерам. У мелкого участника ВЭД нет необходимой территории, часто и средств на пересортировку штабелей.
Выходом могло бы стать создание специализированных лесных таможенных терминалов, оснащенных автоматизированным устройством по определению объемов круглого леса, средствами радиационного и фитосанитарного контроля. Лесной таможенный терминал может послужить базой для создания специализированных таможенных постов. Такой терминал мог бы быть определен как единственно возможное место декларирования и отгрузки экспортируемых лесоматериалов вне организованных мест отгрузки.
В качестве гаранта благонадежности мелких предприятий могла бы выступить Торгово-промышленная палата, что сняло бы дополнительные барьеры для их деятельности.
Если контрабанда, то эшелонами
Порой можно услышать, что уходит-де лес из Карелии контрабандой. Тогда почему же в прошлом году Петрозаводская таможня не завела ни одного уголовного дела по фактам контрабанды лесоматериалов? Ответ: в Уголовном кодексе РФ, статья 188 которого разъясняет, что `контрабанда - перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием`.
Под `крупным` размером подразумевается сумма более 250 тыс. руб. (ст. 169 УК). Это - стоимость 7-8 вагонов хвойного пиловочника. Столько лесоматериалов должно быть незаконно перемещено в рамках разовой поставки, чтобы квалифицировать правонарушение по этой статье. Но объемы леса, которые оформляют по одной грузовой таможенной декларации, в большинстве случаев не превышают это количество. Поэтому если и выявляют правонарушения, то `тянут` они только на административные дела.
Продолжение следует...
С 1 июня до конца 2006 года через Петрозаводскую таможню ушли на экспорт 474,3 тыс. тонн круглого леса лиственных пород. Это внушительный объем сырья, который сегодня не находит применения на родине, зато востребован финляндскими ЦБК. Не случайно новость о введении таможенных пошлин на этот товар вызвала в соседней стране тревожную дискуссию, родившую ноты официальных обращений к правительству России.
В результате, как сообщило РИА `Новости`, российская сторона, пойдя навстречу финским бизнесменам, вывела березу из-под действия запретительных вывозных пошлин. `Мы пошли навстречу нашим партнерам и вывели березовый кругляк. Это сделано специально для них`, - сказал 2 марта глава Минэкономразвития России Герман Греф. Правда, пока слова министра не подкреплены никакими документами.
- Как бы ни развивалась ситуация, нужно понимать, что бизнесу рано или поздно придется переходить от вывоза `кругляка` к лесопереработке. Но задача таможни в любом случае остается прежней - качественный таможенный контроль экспорта лесоматериалов. В 2006 году были выявлены случаи представления недействительных и поддельных фитосанитарных сертификатов при декларировании экспортных лесоматериалов, по которым были заведены дела об административных правонарушениях, а виновные лица - привлечены к ответственности, - прокомментировал начальник Петрозаводской таможни Алексей Накрошаев.
|