Конец зимы - удобный повод для смены тарифных планов и начала новых рекламных кампаний. Этим сегодня заняты практически все сотовые операторы.
- Основная задача на данном этапе - стимулировать потребление услуг связи. Это заботит абсолютно всех операторов. С появлением платных тарифных планов на рынке фиксированной связи складываются все предпосылки для того, чтобы обратить внимание на мобильную связь. Приходится вкладывать немало сил для наращивания трафика - как межоператорского, так и внутрисетевого, - признался директор макрорегиона `Северо-Запад` ОАО `МТС` Иван Золочевский на недавней пресс-конференции.
`Большая тройка` в погоне за доходами
Возросшие расходы поставщиков подстегивают их к увеличению доходов. Для этого выстраивают новые бизнес-модели. Если в 2006-м самой привлекательной была палитра тарифов `Вымпелкома`, то в 2007-м его обошла пятерка активно продвигаемых тарифов `МТС`. В Петербурге она позволяет учесть особенности общения разных групп абонентов.
Новшества будут и на региональных тарифных планах. В `МТС` намерены обеспечить полное соответствие требованиям к оператору междугородной и международной связи. После этого в компании постараются вывести свои тарифы на такой уровень, чтобы конкурировать с проводной телефонией.
На максимальные скидки могут рассчитывать там, где больше соответствующий трафик - в первую очередь в Калининграде и, возможно, в Карелии.
Это может привести к увеличению доли `МТС` на этих территориях. Сегодня по Северо-Западу она в среднем составляет около 34% среди всех операторов мобильной связи. В Петербурге доля `МТС` ниже - 32%. Но город на Неве обеспечивает филиалу не менее 60% поступлений от трафика. Потому для `МТС` крайне важно переломить тенденцию, сложившуюся в Петербурге в 2005-2006 гг., когда доля этого оператора медленно, но снижалась. Новые тарифы помогли ее вернуть на уровень осени 2005-го.
Кто обиделся на `Вымпелком`
Теперь теряет абонентов `Вымпелком`. Видимо в компании перегнули палку: ее критиковали в 2006-м за увлечение скидками для малоговорящих абонентов. Это был ответный шаг на наступление в Петербурге Tele2 c его нокаутирующей линейкой тарифов. Но он привел к снижению доходности.
И в 2007-м у малоговорящих есть повод обидеться на `Вымпелком`. Ведь у них отняли посекундную тарификацию с первой минуты разговора. А новые виды тарифов по целому ряду параметров уступают не только `МТС`, но даже и `МегаФону`, который в 2005-2006 гг. считался самым дорогим оператором в Петербурге.
В такой ситуации несложно прогнозировать переход части абонентов от `Вымпелкома` к `МТС`. И не исключено, что владельцы нескольких сим-карт станут больше звонить по `МегаФону`.
Однако в целом расходы малоговорящих по сотовому телефону все равно увеличились. В полной мере насладиться системой скидок у всех операторов смогут только многоговорящие. В `МТС`, например, для достижения такого уровня надо пополнять счет ежемесячно не менее чем на 300 руб.
Достаточно характерная планка. Это примерно и есть тот порядок, при котором клиент становится привлекательным для оператора. Она, кстати, соответствует безлимитному тарифу проводной связи.
Инвестпроекты `МТС` похудели
Необходимость наращивать доходы привела к тому, что сотовые операторы стали ужимать инвестиционные программы. В `МТС`, например, объявили о начале реализации в Петербурге программы постепенного снижения объемов инвестиций. В 2007 году они запланированы на 20% ниже, чем в 2006-м, что объяснили достижением оптимального уровня покрытия Петербурга.
Однако ниже определенного предела инвестиции не упадут. Надо завершить устранение зон неустойчивого приема сигнала и продолжить модернизацию антенного оборудования, чтобы обеспечить скоростную передачу данных.
В `МегаФоне` уже давно стали увязывать развитие бизнеса в Петербурге и субъектах СЗФО с уровнем доходности абонентов. Этим же во многом теперь определяют приоритеты региональной политики и темпы развития в субъектах РФ в `Вымпелкоме`. Если `большая тройка` и дальше будет истово молиться на маржу, то можно прогнозировать, что реклама Tele2 достучится до гораздо более широкой аудитории, чем это пока удалось.
На сегодня все меньше петербургских абонентов стесняются вставить в дорогой смартфон карточку ранее совершенно не престижного для бизнес-кругов оператора.
|