Современное федеральное законодательство об образовании напоминает лоскутное одеяло. К такому выводу пришли участники конференции `Законодательные аспекты развития российского образования`, состоявшейся в Политехническом университете в Петербурге.
В самом деле, анализ развития законодательства в такой основополагающей для государственного развития сфере, как образование, показывает, что нормы и положения законов постоянно изменяются. Так, в Закон `Об образовании` вносили поправки в 2004 году - 5 раз, в 2005-м - 4, в 2006-м - 6, а в Федеральный закон `О высшем и послевузовском профессиональном образовании` за этот же период времени - 9 раз. Существенно меньше, чем в Закон `Об образовании`, но все же и это количество велико - оно свидетельствует скорее о торопливости при принятии тех или иных поправок, нежели о кропотливой работе над ними. А ведь известен постулат: законы должны приниматься долго.
Но имеем то, что имеем. Лоскутное одеяло - по определению участников конференции, а по терминологии искусствоведов это называлось бы квилтом.
- Нынешняя законодательная база не отвечает запросам времени, - отметил Виктор Шудегов, председатель Комитета по науке, культуре и образованию Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
По его словам, новые процессы в образовании происходят на уровне подзаконных актов. И это - только благодаря национальному проекту `Образование`, который, подчеркнул В. Шудегов, разрабатывался в обстановке секретности, потому что в противном случае `из него министры половину бы вычеркнули`.
В рамках реализации приоритетного национального проекта `Образование` тоже есть сложности. От региональных органов управления образованием федеральные органы власти должны требовать проведения работ по контролю за расходованием выделенных средств муниципальным образованиям.
В то же время статья 29 Закона РФ `Об образовании`, определяющая компетенцию субъектов Федерации в области образования, не предусматривает закрепления за органами управления образованием субъектов РФ полномочия по финансовому контролю за средствами, выделяемыми муниципальным образованиям из федерального бюджета.
Как заметил В. Шудегов, вводимые в федеральные законы новшества далеко не всегда приводят к развитию отечественной системы образования. Подчас выходит по поговорке `Хотели как лучше, а получилось как всегда`. Так, передача значительной части образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования из федерального ведения в ведение субъектов РФ привела к деградации, а в ряде случаев - и к ликвидации образовательных учреждений.
Отмена с 2006 года льгот образовательным учреждениям по налогу на имущество и земельному налогу привела не только к массовой неуплате этих налогов: она нацеливает руководителей училищ и вузов на сокращение учебно-материальной базы. Сокращение же, безусловно, негативно отразится на качестве образования.
Виктор Шудегов высказал мнение, что в связи с этим необходимо освободить вузы и научные организации от налогов на имущество и землю. Такой же точки зрения придерживается и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов. Промедление в этом вопросе, как считают парламентарии, отбросит нашу страну далеко назад, превратит ее в сырьевой придаток, о чем мечтают некоторые западные `друзья`.
На опасность государственных образовательных стандартов (ГОС) обратил внимание ректор Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко. И опасность эта, по его словам, заключается в том, что ГОСы - это мера качества, которая подчас сдерживает свободу творчества. Не призывая к их отмене, Михаил Карпенко сказал, что ГОСы должны вызывать `удовлетворенность общества`. Сейчас этого нет.
Блестяще выступил на конференции академик Георгий Фурсей, отметив необходимость нравственного очищения информационного пространства, которое формирует личность, особенно подрастающее поколение. Впрочем, эта проблема достойна отдельного обсуждения.
Что касается непосредственно образования, то
В. Шудегов подчеркнул важность разработки российского Образовательного кодекса как основополагающего закона. Участники конференции `Законодательные аспекты развития российского образования` выделили главное: законы - это барьер на пути волюнтаризма, неграмотности и некомпетентности временщиков. Это - в идеале, к которому и надо стремиться.
По итогам конференции принята резолюция, в которой содержатся конкретные предложения Совету Федерации РФ и российскому правительству по совершенствованию законодательной базы в образовательной сфере.
|