Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Погоня за машиной - ЭиВ N 9 (644)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Погоня за машиной
No. 9 (644) 12.03.2007
Александр ПИРАЛОВ
Похоже, руководители Вологодской области намерены дать организационный толчок развитию машиностроения. Во всяком случае, губернатор Вячеслав Позгалев на днях прямо заявил, что пришло время вплотную заняться отраслью.

...В области - свыше 30 крупных и средних машиностроительных предприятий. Этот комплекс производит различные приборы, подшипники качения, станки, автоматические линии, оборудование для агропромышленного комплекса. Тем не менее машиностроительная продукция продолжает составлять основную долю импорта области, более 40%. Это механические и электрические машины и оборудование, подвижной состав, транспорт.

Кое-что из этого область могла бы производить и сама, но не позволяет состояние предприятий. Основные фонды обновляются крайне медленно: главный источник инвестиций - собственные средства, едва ли не 95%. Потому качество большинства изделий отстает от мировых стандартов. Конкурировать с западными аналогами они не могут.

Это хорошо прослеживается на примере Вологодского завода `Северный коммунар`. С появлением рынка его двухэтажные лесопильные рамы оказалась в одночасье невостребованными лесопромышленным комплексом, поскольку появилась возможность закупать более эффективные машины у зарубежных производителей. Он сумел подняться, главным образом, за счет диверсификации производства. А Вологодский станкозавод, выпускающий продукцию для производителей ДВП, - все еще в полукоматозном состоянии.

В последнее время, правда, в области были предприняты попытки оживить комплекс. Есть, скажем, идея использовать мощности Вологодского завода дорожных машин для реализации проекта `Доступное жилье`. А Вологодский машиностроительный завод собирается участвовать в реализации инвестиционного проекта, который позволял бы обеспечивать молочно-товарные фермы области высококачественным отечественным оборудованием. Но это - капля в море.

По существу, развитие машиностроения - второй после лесного комплекса резерв индустрии области, экономика которой все еще продолжает оставаться моноструктурной, сориентированной, главным образом, на экспорт металла. От создателей машин бюджет региона имеет копейки.

- Мы пытаемся наращивать мощности, но не хватает средств, - сказал председатель совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин.

Входящее в холдинг ОАО `Транс-Альфа` под руководством А. Каледина совершило, пожалуй, наиболее впечатляющий рывок в областном машиностроении за годы реформ. В регионе, по существу, создана новая отрасль - автомобилестроение. Холдинг, в том числе, выпускает троллейбусы с низким уровнем пола, которые пользуются повышенным спросом и на внутреннем, и на внешнем рынках. `Транс-Альфа` ежегодно наращивает объемы производства на 20-30%.

Но на фоне этого роста проблемы отрасли становятся еще более острыми. Дела обстоят так, что банковская система не предлагает сегодня машиностроителям дешевых и доступных кредитов. Поэтому переоснащение производств с учетом новейших достижений мировых производителей идет черепашьими темпами. Что касается банковских денег, то они крутятся в других секторах. На рынках акций к примеру.

В конце концов это в руках государства - приладить банковскую систему к нуждам конкретных отраслей. Тем более что у денег у него много. И, на первый взгляд, государство вроде бы идет по правильному пути и последовательно снижет ставку рефинансирования, доведя ее уже до 10,5%. Но все равно это очень много. Если бы ставка была такой, как на Западе, 3-4%, то многие машиностроительные предприятия области позволили бы себе модернизировать мощности и приступить к выпуску высококачественной продукции.

Например, той же `Транс-Альфе` остро нужны сегодня так называемые лазерные линии раскроя металла для автоматической сборки машин. Но они стоят несколько миллионов евро. Предприятие себе таких расходов позволить не может, и в результате работает на старом оборудовании, у которого и производительность иная, и качество.

Другая проблема: нехватка квалифицированных кадров - от рабочих до топ-менеджеров. А те, что есть, имеют такой же низкий уровень, как и технологии. Трудно сказать, удастся ли руководителям области в таких условиях перевести отрасль на новые рельсы. Одних намерений мало. Ведь положение, в котором находятся вологодские машиностроительные предприятия, то же что и в большинстве аналогичных производств страны. Скорее, тут нужно нечто вроде еще одного приоритетного национального проекта.

Другие материалы рубрики
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
28.04.08Оборот малых предприятий вырос
28.04.08Новые горизонты продуктовой олигополии
28.04.08Задач у СПП много, и все - первоочередные
14.04.08Леса должны `работать` более эффективно
14.04.08`Степан Разин` открыл музей пива
14.04.08Новгородцы попадают в сети
14.04.08Деньги `ползают` под ногами
Виноградных улиток из Псковской области будут поставлять к столу европейцев
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru