Похоже, руководители Вологодской области намерены дать организационный толчок развитию машиностроения. Во всяком случае, губернатор Вячеслав Позгалев на днях прямо заявил, что пришло время вплотную заняться отраслью.
...В области - свыше 30 крупных и средних машиностроительных предприятий. Этот комплекс производит различные приборы, подшипники качения, станки, автоматические линии, оборудование для агропромышленного комплекса. Тем не менее машиностроительная продукция продолжает составлять основную долю импорта области, более 40%. Это механические и электрические машины и оборудование, подвижной состав, транспорт.
Кое-что из этого область могла бы производить и сама, но не позволяет состояние предприятий. Основные фонды обновляются крайне медленно: главный источник инвестиций - собственные средства, едва ли не 95%. Потому качество большинства изделий отстает от мировых стандартов. Конкурировать с западными аналогами они не могут.
Это хорошо прослеживается на примере Вологодского завода `Северный коммунар`. С появлением рынка его двухэтажные лесопильные рамы оказалась в одночасье невостребованными лесопромышленным комплексом, поскольку появилась возможность закупать более эффективные машины у зарубежных производителей. Он сумел подняться, главным образом, за счет диверсификации производства. А Вологодский станкозавод, выпускающий продукцию для производителей ДВП, - все еще в полукоматозном состоянии.
В последнее время, правда, в области были предприняты попытки оживить комплекс. Есть, скажем, идея использовать мощности Вологодского завода дорожных машин для реализации проекта `Доступное жилье`. А Вологодский машиностроительный завод собирается участвовать в реализации инвестиционного проекта, который позволял бы обеспечивать молочно-товарные фермы области высококачественным отечественным оборудованием. Но это - капля в море.
По существу, развитие машиностроения - второй после лесного комплекса резерв индустрии области, экономика которой все еще продолжает оставаться моноструктурной, сориентированной, главным образом, на экспорт металла. От создателей машин бюджет региона имеет копейки.
- Мы пытаемся наращивать мощности, но не хватает средств, - сказал председатель совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин.
Входящее в холдинг ОАО `Транс-Альфа` под руководством А. Каледина совершило, пожалуй, наиболее впечатляющий рывок в областном машиностроении за годы реформ. В регионе, по существу, создана новая отрасль - автомобилестроение. Холдинг, в том числе, выпускает троллейбусы с низким уровнем пола, которые пользуются повышенным спросом и на внутреннем, и на внешнем рынках. `Транс-Альфа` ежегодно наращивает объемы производства на 20-30%.
Но на фоне этого роста проблемы отрасли становятся еще более острыми. Дела обстоят так, что банковская система не предлагает сегодня машиностроителям дешевых и доступных кредитов. Поэтому переоснащение производств с учетом новейших достижений мировых производителей идет черепашьими темпами. Что касается банковских денег, то они крутятся в других секторах. На рынках акций к примеру.
В конце концов это в руках государства - приладить банковскую систему к нуждам конкретных отраслей. Тем более что у денег у него много. И, на первый взгляд, государство вроде бы идет по правильному пути и последовательно снижет ставку рефинансирования, доведя ее уже до 10,5%. Но все равно это очень много. Если бы ставка была такой, как на Западе, 3-4%, то многие машиностроительные предприятия области позволили бы себе модернизировать мощности и приступить к выпуску высококачественной продукции.
Например, той же `Транс-Альфе` остро нужны сегодня так называемые лазерные линии раскроя металла для автоматической сборки машин. Но они стоят несколько миллионов евро. Предприятие себе таких расходов позволить не может, и в результате работает на старом оборудовании, у которого и производительность иная, и качество.
Другая проблема: нехватка квалифицированных кадров - от рабочих до топ-менеджеров. А те, что есть, имеют такой же низкий уровень, как и технологии. Трудно сказать, удастся ли руководителям области в таких условиях перевести отрасль на новые рельсы. Одних намерений мало. Ведь положение, в котором находятся вологодские машиностроительные предприятия, то же что и в большинстве аналогичных производств страны. Скорее, тут нужно нечто вроде еще одного приоритетного национального проекта.
|