Экскурс в историю
В первых числах марта 1947 года шведский посол в СССР Р. Седерблюм передал Сталину и Молотову, в ходе личной встречи с ними, предложение своего шефа, министра иностранных дел Э. Ундена, о нейтрализации бассейна Балтийского моря и создании Общебалтийского или Северного совета: экономико-политического альянса стран Скандинавии, включая Исландию, Польшу и СССР.
Советская сторона `ответила` на это предложение Швеции тем, что `разрешила` Финляндии вступить в созданный по инициативе Стокгольма в 1952-м Северный совет, а с помощью советско-финляндского договора 1948 г. о взаимной помощи, прекратившего свое действие с 2000 года, СССР оказался `соучастником` этой структуры. Если точнее - ее фактическим военно-политическим гарантом.
Но в дальнейшем скандинавское направление в советской, а позднее - российской политике стало едва ли не второстепенным.
После небезызвестной Фултоновской (март 1946 г.) речи У. Черчилля Москва оказалась вынуждена срочно разрабатывать и воплощать варианты собственного ответа на вызов Запада.
В Кремле тогда предпочли военно-политические договоры только со странами, где были советские войска и союзные СССР режимы, а не более широкие коалиции.
Стокгольм и Москва всегда рядом...
По мнению шведского политолога и историка Алина Халекссона, `с непросоветскими государствами и тем более с теми, где уровень жизни был, да и сегодня остается рекордным для всего мира и где, плюс к тому, правят социал-демократы, которых послевоенная советская пропаганда именовала `агентурой империализма`, СССР, в отсутствие войны, не решался да и не мог создавать ни военно-политические, ни экономические альянсы. Было возможным только двухстороннее сотрудничество.
Идею общерегионального блока выдвигали, прежде всего, шведские социал-демократы, обоснованно полагая, что без взаимодействия с СССР - мощным и влиятельным противником США, НАТО и ЕС, ни скандинавская социально-экономическая модель, ни скандинавский нейтралитет не выживут.
На эту тему беседовали не один час, например Улоф Пальме с
А. Н. Косыгиным в Стокгольме в 1972-м и 1973-м годах. Но `брежневское` руководство СССР сочло излишним блокироваться со Швецией (что повлияло на вступление Дании в ЕС в 1974 г.).
В конце 1980-х и позже Москва несколько раз отказывалась, как и прежде, вступить в Северный совет. Это повлияло на более активное сближение Швеции и Финляндии с Евросоюзом - они вступили в ЕС в 1995 году, а Финляндия вошла еще и в еврозону.
Швеция пока вне этой зоны, но новые шведские власти часто заявляют о намерении Стокгольма вступить не только в еврозону, но и в НАТО...
Тем не менее давний проект Стокгольма о нейтрализации Балтийского региона, в том числе с помощью СССР и России, доказал свою жизнеспособность. Швеция оказалась вне НАТО, а с учетом советско-финляндских взаимоотношений фактически сформировалась балтийско-скандинавская `антиамериканская` зона. По крайней мере - географическая.
Прагматика регионального сотрудничества
В составе Северного совета, созданного весной 1952 года, с 1991 года оказались и `проамериканские` страны Балтии. Ввиду вступления Дании, Норвегии и Исландии в НАТО и затем - в ЕС Северный совет превратился в экономико-интеграционное объединение наподобие СЭВ, АСЕАН и Магрибского сообщества. Свою внешнеэкономическую и валютную политику не участвующие в еврозоне Швеция, Норвегия и Исландия координируют друг с другом и сегодня.
Россия, отказавшись войти в Северный совет, вступила в созданные по инициативе Норвегии, Швеции и Дании в первой половине - середине 1990-х годов межгосударственные ассоциации для региональных проектов: стран Балтийского моря и Баренцева бассейна. Эти структуры, в отличие от Северного совета, не предусматривают экономической и тем более политической интеграции стран-участниц: они предназначены, к примеру, для совместного финансирования двухсторонних или общерегиональных проектов, подготовки управленческих, экологических кадров, проведения культурных, других гуманитарных мероприятий.
Такой характер упомянутых ассоциаций обусловлен несопоставимо сильным `присутствием` там (в отличие от Северного совета) многих стран - членов ЕС и НАТО, ибо в этих региональных ассоциациях участвуют и Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша.
Но для `паритетности` политико-идеологического характера ассоциации стран Балтийского моря Швеция с Данией и Исландией настояли на ассоциированном членстве Белоруссии в этой структуре с 2002 года. Причем именно скандинавский бизнес, опираясь на решение Северного совета 1998 года, финансирует доработку проектов трансъевропейских судоходных каналов только через Белоруссию: Днепр-Даугава и Неман - Днепровско-Бугский канал (Белоруссия-Польша). А сооружение таких артерий, подчеркнем, одобрено Европейской комиссией и Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН прежде всего благодаря скандинавам.
Евроопека неизбежна?..
Брюссель, по очевидным причинам, курирует упомянутые ассоциации: все их проекты включены с конца 1990-х годов в Программу ЕС `Северное измерение`, предусматривающую в качестве главной задачи большее таможенно-экономическое сближение Северо-Запада и Европейского Севера РФ, особенно Калининградской области, с Евросоюзом.
В 2001 году теперь уже бывший посол Швеции в РФ Свен Хирдман в беседе с автором этих строк подчеркнул, что `роль Евросоюза в общескандинавской политике по отношению к России, в том числе по Калининградской области и другим близлежащим регионам РФ, постоянно усиливается. ЕС предписывает главные направления такой политики всем странам-членам. В Евросоюзе, естественно, более широкая (точнее - транснациональная. Прим. А.Ч.) трактовка интеграционных проектов и категорий, чем в региональных европейских союзах...` .
Как считает шведский аналитик Юхан Уллестен, `расширение НАТО на Восток и новые системы американской ПРО на востоке Европы призваны не только `запугать` Россию, но и вынудить Швецию с Финляндией отказаться от нейтралитета. Так что американо-натовские действия, в принципе, сближают Россию со Швецией и влиятельными силами в Финляндии`.
|