В 2006 году километровые `пробки` из автопоездов с контейнерами не раз блокировали всю южную часть Петербурга. Сотни фур выстраивались в очередь на дороге, ведущей к Турухтанным островам, забивая проезжую часть нескольких улиц города. Лишь недавно остроту проблемы удалось снять.
Специалисты считают: все, что было по силам в ЗАО `Первый контейнерный терминал` (`ПКТ`), сегодня сделано.
Действительно: выполнены практически все рекомендации совета по координации транспортной деятельности Петербурга и Комитета по транспортно-транзитной политике города. В них говорилось о совершенствовании логистических схем подачи контейнеров к морским терминалам автотранспортом.
В договорах с 215 автоперевозчиками появился регламент доставки контейнеров. Он предполагает слоты по времени для движения автопоездов и порядок их размещения на терминале и прилегающих к нему территориях. Внедрили дополнительное оборудование и программное обеспечение. В систему удаленного управления въездом и выездом машин на `ПКТ` ввели сведения о машинах и 8,2 тыс. водителях.
Регламент на въезд и выезд
Теперь на терминале обрабатывают грузы, доставленные только теми предприятиями, которые соблюдают установленный порядок. Особенно жестко регулируется подача автотранспорта с контейнерами, поступающими по импорту (они составляют 4/5 от всего грузопотока `ПКТ`).
Тем, кто вынужден ждать назначенного времени под обработку на терминале, предлагают бесплатную парковку.
Служба безопасности терминала регулярно проверяет прилегающие территории, чтобы выявить нарушителей регламента. Рейды проводятся и с привлечением инспекторов ГИБДД Кировского района.
По результатам проверок за нарушения более 500 водителям отказано в праве въезда на терминал. С 7 февраля 2006 года к проверкам подключены также инспектора Красносельского района. Все это вместе взятое помогло разгрузить подъездные пути к Турухтанным островам.
Как упорядочить движение грузовиков
`ПКТ` - крупнейший контейнерный оператор Петербурга. В 2006 году им было перевалено 889 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Однако не следует забывать, что контейнеры завозят и вывозят в `ПКТ` автотранспортом (до 95% - в импорте и до 70% - в экспорте). В среднем в сутки на терминале обрабатывают до 1,7 тыс. автопоездов.
При таком количестве большегрузных фур неминуемо возникают проблемы. Особенно если фуры прибывают неравномерно. Отчасти это связано с расписанием работы таможни и пограничных ведомств. Отчасти - с несовершенством логистических систем перевозчиков и грузовладельцев. А `ПКТ` работает круглосуточно.
Ситуация усугубляется тем, что на петербургском рынке несколько тысяч свободных `тракеров` - индивидуальных владельцев грузовиков. У них, как правило, нет своих стоянок в городе. Они паркуются у края проезжей части или во дворах у жилых домов на пути к контейнерным терминалам. Это создает предпосылки для `пробок` на улицах.
В дальнейшем для борьбы с `пробками` на февральском заседании совета по координации транспортной деятельности в Петербурге при правительстве города предложено упорядочить работу контейнерных перевозчиков. Основные требования к владельцам подвижного состава такие: иметь в Петербурге постоянное место для стоянки грузовиков, офис с диспетчерской и терминал для связи с диспетчерской службой в порту в реальном времени через Интернет.
Правила электронной игры
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко считает, что в Петербурге должны ориентироваться на то, как организован контроль за движением грузовиков в других портах мира с помощью электронных систем. В Петербурге должны только сформировать требования и поставить условия перевозчикам.
Если все игроки рынка сумеют согласовать подобные проекты, то можно обсудить вопрос о создании единой системы управления движением большегрузного транспорта в Петербурге. Подобная идея уже выдвигалась. Но ее реализация невозможна без участия операторов рынка.
Мнения специалистов
Андрей Карпов,
председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга:
- Значение автомобильной составляющей в обслуживании внешнеторговых грузопотоков РФ трудно переоценить: на ее долю приходится около половины всех сухих грузов, которые обрабатывают в морских портах. То, что суммарный контейнерооборот Большого порта превысил 1,1 млн TEU, было бы невозможно без привлечения дополнительного автотранспорта: 95% импортных контейнеров ввезены грузовиками. А фактически в Петербурге контролируют две трети контейнерного грузооборота РФ. Однако этими потоками необходимо управлять, совершенствовать логистику и развивать подходную инфраструктуру.
Александр Костылев,
коммерческий директор ЗАО `СПОТ Логистика`:
- На мой взгляд, в Петербурге пора создать зону для отстоя автопоездов: это частично разгрузит магистрали. Надо и регулировать движение фур на подъездах к порту. Аналогичные схемы полезно ввести и на крупных логистических комплексах. Тогда в Петербурге можно выстроить единую систему для регулирования движения большегрузного транспорта.
Станислав Зингеренко,
директор по логистике ООО `Корпорация `Стерх`:
- Если и создавать зоны для отстоя грузовиков, то лучше - в районе порта. Например, в районе проектируемого съезда с ЗСД. А иначе кто гарантирует, что машина доберется до морского терминала в отведенный для нее срок?
Кирилл Биккулов,
генеральный директор ООО `Балтийская транспортная компания`:
- Решение проблемы `пробок` - не только в строительстве стоянок, а в комплексной модернизации транспортной инфраструктуры. Надо гармонизировать пропускную способность улично-дорожной сети и контейнерных терминалов, модернизировать подъезды к ним и систему обработки грузов.
|