Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Государство не хочет рисковать - ЭиВ N 9 (644)
НЕДВИЖИМОСТЬ
Государство не хочет рисковать
No. 9 (644) 12.03.2007
Борис УШАКОВ
Все расходы по реализации девелоперских проектов ложатся на инвесторов
Сроки строительства объектов коммерческой недвижимости в Петербурге могли бы сократиться, если б в их финансировании активнее участвовал банковский капитал. К такому выводу пришли участники бизнес-конференции `Что нам стоит дом построить?`, организованной при участии `Гильдии управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости` в Петербурге.

Анализ проектов, которые были реализованы на Северо-Западе РФ в последние годы, показывает, что по типу привлечения инвестиций их можно разделить на 4 этапа.



От `чистого поля` до кредита



В начальный период приходится рассчитывать только на средства частных инвесторов. Особенно когда речь идет о возведении объектов по принципу green field - то есть реализованные в `чистом поле`, без инженерной инфраструктуры.

Теоретически, конечно, можно рассчитывать на то, что под проектирование удастся привлечь заемный капитал. По идее, обустройством пятен под застройку должно заниматься государство. Но оно этого не делает. И не дает никаких гарантий инвестору. Тот действует исключительно на свой страх и риск. Хотя, в принципе, мог бы вписаться в рамки проектов, имеющих право на господдержку. Только вот законодательство этого не предусматривает. Там есть строка, касающаяся жилищных проектов, которые увязываются с федеральной целевой программой `Жилище`.

Гарантии местных властей при реализации коммерческих проектов в последнее время практически не предоставлялись. Во всяком случае, в Петербурге о таких прецедентах в 2006 году не было. По-видимому, сказался неудачный опыт прошлых лет, когда город понес из-за неэффективного управления проектами частными застройщиками солидные убытки.



Строить быстро... невыгодно?



Ситуация может измениться в 2007 году: теперь появились шансы заручиться господдержкой на федеральном уровне. Средств на проектирование в лучшем случае удастся раздобыть немного, а вернуть их придется, когда строительство объекта может еще и не начаться. Тем не менее есть резон добиться такой поддержки: проще будет потом пройти процедуры согласования с монополистами на подключение воды, тепла и энергии.

На втором этапе (проектирование заканчивается, но разрешение на строительство еще нет) можно получить краткосрочное кредитование в небольших банках. Этого хватит для оформления документов. А потом уже можно рассчитывать на участие в финансировании проекта крупного российского банка. Если найдется надежный поручитель. Однако для этого нужно исхитриться, пока банк рассматривает заявку, все-таки начать строительство. Когда объект сдан и, как правило, уже заполнен арендаторами, можно перекредитоваться в иностранном банке.

Такая схема объясняет, почему застройщики затягивают сроки строительства. Быстро работать невыгодно.



Строителям помогут банки, но не российские...



В Москве появились примеры, когда иностранные банки готовы подключиться и на третьей стадии проекта, если срок окупаемости окажется коротким, а уровень рисков - низким. Таким, в частности, сочли в одном из немецких банков возведение логистического центра. Банк подключился к финансированию, когда были заключены контракты на использование складских площадей, и взял на себя солидную часть расходов.

Для западных банков наиболее безопасной для инвестиций представляется схема `построил - продал`. Однако она не включает стадию инженерной подготовки территории. Считается, что риски, связанные с инфраструктурой, должно нести государство, а не частный инвестор. Или должно быть сформировано государственно-частное партнерство. Тогда международные финансовые институты готовы выделить средства. Но, по сути, в роли кредитора обустройства инфраструктуры объекта коммерческой недвижимости на Западе все равно выступает государство.



Комплексные проблемы



В России эта схема может быть использована только при освоении очень крупных территорий, если других вариантов для дальнейшего развития мегаполиса уже не остается. Однако в таком случае стоимость строительства резко возрастает. И это служит тормозом для частных инвесторов. По оценкам экспертов, доля инфраструктуры может оказаться не менее $1,4 тыс. в цене квадратного метра будущих объектов недвижимости. На Западе предусмотрены определенные компенсации затрат из госбюджета, которые потом возвращаются за счет притока дополнительного объема налогов от нового бизнеса. В РФ это не предусмотрено. И фактически вся тяжесть расходов перекладывается на инвесторов. Так происходит, по-видимому, не от злого умысла чиновников, а потому что в РФ нет методик оценки влияния девелоперских проектов на дальнейшее пополнение казны. Нет и системы страхования рисков.

Реализация проекта `Балтийская жемчужина` в Петербурге впервые позволяет, по крайней мере, оценить объем затрат на инженерную подготовку территории и сопоставить его с темпами экономического развития зоны новой застройки. После этого уже можно будет говорить о характере участия государства в девелоперских проектах. Без этого цена на недвижимость в крупных мегаполисах в 2010 году достигнет такого уровня, что может сделать бессмысленными дальнейшие инвестиции в реальное производство товаров.



Мнения специалистов



Евгений Коваленко,

директор информационно-аналитического департамента УК `Морской фасад`:

- Госстрой внес изменения в законодательство, допускающее предоставление госгарантий по обеспечению кредитов и получение субсидий девелоперам для освоения ими инженерной подготовки территорий. Однако пока это касается только комплексной застройки. И на практике власти всегда могут отказать в помощи девелоперам, если в такие проекты входят не только жилые здания, но и объекты коммерческой недвижимости.



Олег Логинов,

директор ЗАО `Девелоперская компания `Порт`:

- Проблемы, связанные с подключением к инженерным сетям, испытывают не только те компании, которые реализуют проекты green field, но и те, кто возводит объекты, где уже есть элементы сетевой инфраструктуры (проекты brown field). И они связаны не столько с порядком оформления, сколько с процедурами финансирования. Если надо строить быстро, то всегда найдутся способы ускорить подготовку документов. Стимулирование девелоперских проектов лежит, в первую очередь, в сфере банковского участия в проектах.



Николай Князев,

директор по развитию холдинга RBI:

- На конференции верно подметили: сегодня сроки строительства объектов недвижимости - своеобразный способ регулирования инвестиционных рисков. Чем они выше, тем дольше застройщик склонен затягивать проект. Потому что тогда увеличивается доход от реализации проекта. В целом же уровень рисков во многом зависит от формы участия государства в девелоперских проектах. В этом плане застройщики ждут перемен. Но вот какими они будут?



Другие материалы рубрики
НЕДВИЖИМОСТЬ
20.10.08Сезон спокойствия
20.10.08Дорогое мое жилье
28.07.08Квадратные метры голода
28.07.08Управлять недвижимостью надо профессионально
Сегодня многие владельцы недвижимости передают комплекс услуг по эксплуатации объекта на аутсорсинг
17.03.08Новости недвижимости
17.03.08Заново рожденные
Реконструкция зданий в историческом центре Петербурга -головная боль девелоперов
17.03.08`Ленэнерго` наживается на строителях?
Здание построено, но не подключено к сетям электроэнергии - ситуация для Петербурга уже традиционная
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru