Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Черные дыры` в морских портах - ЭиВ N 8 (643)
ТРАНСПОРТ
`Черные дыры` в морских портах
No. 8 (643) 05.03.2007
Александр ВОЕВОДИН
Петербург со времен Петра I считают морскими торговыми воротами России на Балтике, однако вскоре они могут оказаться слишком узкими для пропуска российских внешнеторговых грузопотоков
Не случайно недавно Президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства в сложившейся ситуации сохранить конкурентоспособность отечественных морских портов. Эта тема обсуждалась с министрами экономического развития и торговли Германом Грефом, финансов - Алексеем Кудриным и транспорта - Игорем Левитиным. В. Путин вынужден был признать, что пока Россия проигрывает соседним странам.

Выяснилось, что в российских ведомствах нет единой точки зрения на решение проблемы. Однако суть проблемы, по-видимому, гораздо глубже, чем доложили Президенту РФ министры. Попробуем это показать на примере Большого порта Санкт-Петербург.



В Минтрансе РФ поправят законы



Если Игорь Левитин полагает, что едва ли не все проблемы - из-за неурегулированности законодательной базы и использования зарубежными стивидорами налоговых льгот, то это слишком узкая трактовка.

В неравные условия отечественные портовики попали недавно - когда началось выравнивание внутренних и международных железнодорожных тарифов. Расценки ОАО `РЖД` на внутренние перевозки регулярно индексируются, а международные тарифы остаются замороженными (причем реальная стоимость услуги из-за укрепления рубля по отношению к доллару снизилась). При этом существенно увеличились затраты стивидоров на инфраструктуру. Выросли портовые сборы, предприниматели вынуждены участвовать в проектах по обустройству гидросооружений и модернизации тех объектов для обеспечения судоходства, которые принадлежат государству. Формально это называется развитием государственно-частного партнерства. По сути - выкачивание инвестиций из частных компаний.

Другой пласт проблем вытекает из расширения хозяйственных функций государственных структур в морских портах, которые стремятся подмять под себя малый бизнес (бункеровочные, лоцманские, шипчанлерские и все сопутствующие судозаходам услуги). Это делают под предлогом обеспечения безопасности и прозрачности финансовых потоков в портах. Однако общие затраты грузовладельцев при таком госрегулировании возрастают.

Следовало бы говорить не столько о налоговых льготах или о компенсации затрат, вызванных ростом железнодорожных расценок, сколько о выполнении государством своих прямых функций по содержанию объектов портовой инфраструктуры, которые во всех странах мира прямо или косвенно содержит государство.



В Минэкономразвития РФ - за свободные зоны



Герман Греф предлагает укрепить позиции российских морских портов, придав им статус особой экономической зоны (ОЭС) и совершенствуя таможенную реформу.

Судя по данным, которые просочились в СМИ, речь идет не о всех портах, являющихся для России стратегическими. В противном случае возникнут неравные условия для внутренней конкуренции между стивидорными комплексами РФ. В подобной трактовке вопрос звучал на экономических и инвестиционных форумах, которые проводили в Петербурге в 2005-2006 гг.

Если это так, то ОЭЗ кроят, прежде всего, под проект строительства порта Усть-Луга. Его особенность - в слишком высоких затратах на грузоперевалку по сравнению с другими морским портами на Балтике. Это неудивительно: строительство начали как комсомольскую стройку. Порт сооружали в чистом поле: ни подходных дорог, ни жилья для персонала...

Однако когда обсуждали программы реформ в сфере морских портов, специалисты говорили не столько об ОЭЗ, сколько о свободных таможенных зонах в портах. И на каком-то из этапов обсуждений, вероятно, произошла подмена понятий.

Разница вот в чем: ОЭЗ стимулирует не собственно морской бизнес, а сопутствующее ему производство. Это может быть существенно, например, для Новороссийска, Владивостока и Усть-Луги, которые намечены в качестве основных кандидатов на ОЭЗ.

Но, скажем, для Большого порта Санкт-Петербург важнее другое: обладать правом хранить грузы без растаможки, чтобы накапливать судовые партии, получать и отправлять их в дальнейший путь в тот момент, когда на мировом рынке сложится благоприятная конъюнктура. Тогда появляются условия для превращения порта в международный распределительно-накопительный хаб. Это то, на чем зарабатывают деньги в иностранных портах. Это то, из-за чего в России вынуждены платить дополнительную дань европейским оптовикам. В нынешнем виде реформа данную проблему не решает.



В Минфине РФ - против утечки средств



Закон об ОЭЗ портового типа предполагалось принять еще до конца 2006 года. Подготовленный Минэкономразвития РФ документ прошлой весной одобрили в Минтрансе РФ. Но затем его притормозили. В том числе в Минфине РФ. Сообщалось, что Алексей Кудрин скептически отнесся к предложениям Минтранса и Минэкономразвития РФ по поводу укрепления конкурентоспособности отечественных морских портов, увидев в них новые `черные дыры` для утечки госсредств. Слишком много льгот запросили идеологи законопроекта в рамках подготовки к ужесточению конкуренции за грузопотоки с иностранными портами после вступления России в ВТО.

Действительно, в проекте нет главного: неизвестно, в каком объеме и в каких формах получают господдержку иностранные стивидоры, и сколько составят выпадающие доходы российских грузовладельцев при перевалке грузов через российские морские терминалы, если выполнить все условия ВТО.

И если уж заниматься реформами, то перед этим `черные дыры` стоило бы поискать не только в новом проекте ОЭЗ, но и в сложившейся системе финансирования морских портов РФ в целом.



Рост затрат грузовладельцев при перевозках товаров

в 2000-2006 гг.



Рост железнодорожных тарифов - в 2,9 раза

Рост тарифов на энергоносители - в 2,5 раза

Рост стоимости дизтоплива - в 2,0 раза

Портовые сборы - в 1,5 раза



Источник: ФГУП `Росморпорт`





Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru