Хорошие перспективы, которые открываются перед обладателем диплома МВА, и невысокая по мировым меркам стоимость обучения делают российское бизнес-образование все более привлекательным. Ежегодно степень МВА получают в России почти 5 тыс. человек, а число бизнес-школ в стране за последние 3 года практически удвоилось. Каковы ожидания слушателей российских программ МВА и насколько ценен отечественный диплом МВА для компаний-работодателей?
Выбор в пользу российской программы МВА чаще всего обусловлен невысокой стоимостью обучения: в среднем $8-10 тыс. за два года против $40-60 тыс. в ведущих западных бизнес-школах. Немаловажно, что большинство российских бизнес-школ практикуют вечернюю и модульную (очно-заочную) формы обучения, следовательно, учебный процесс не требует от слушателя длительного отрыва от производства.
Тем более не имеет смысла уезжать и тратить на западное образование огромные средства, если строить карьеру или бизнес предполагается в России.
Без диплома MBA не продвинуться...
Более половины слушателей российских бизнес-школ уверены, что иметь степень МВА престижно и что наличие диплома МВА увеличивает шансы устроиться на желаемую работу. По тем же данным, большая часть студентов приходит в российские бизнес-школы, чтобы получить новые знания (72%), а также чтобы систематизировать уже имеющиеся (52%).
Развивать при помощи МВА собственную карьеру намерены 55% слушателей, а 45% рассчитывают приобрести полезные связи.
Главное, на что ориентируются абитуриенты при выборе места обучения, - это имя и репутация бизнес-школы, состав преподавателей и слушателей.
Леонид Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, считает:
`Мы должны признать, что у нас нет нормальных рейтингов и нет методик для их составления. Получить правдивые сведения о зарплате выпускников у нас в стране невозможно. Никто не стремится раскрыть эти цифры, и нет никакой уверенности в том, что эти данные будут достоверны, а самое главное - отсутствует репрезентативная выборка`.
По данным Л. Евенко, примерно 40% слушателей приходят в школы по рекомендации тех, кто учился там раньше. Выбор в пользу именитого учебного заведения, как правило, означает более высокую стоимость обучения (до $16 тыс.). Абитуриенты часто ориентируются именно на эти цифры, увязывая их с качеством образования.
Между тем приемлемый уровень обучения во многом обеспечивается сильным преподавательским составом, что для большинства российских бизнес-школ остается самым больным вопросом. Преподавателей, способных работать на программах МВА, мало, и обучать бизнесменов-практиков становится все сложнее.
Самый сильный магнит - зарплата
Еще один немаловажный аспект - отбор слушателей на МВА-программы. Разнородность аудитории не способствует эффективности обмена опытом, на которую как раз и должны быть ориентированы программы бизнес-школ. Если при поступлении в западное заведение серьезные намерения абитуриента должны быть подкреплены рекомендациями, эссе, а также несколькими экзаменами, то у нас с конкурсным отбором дела обстоят совсем иначе. Даже в школах-лидерах признают, что отбор на программы у них был введен всего полтора-два года назад.
Получение степени МВА многим представляется единственной возможностью продвинуться по карьерной лестнице. Любопытно, что некоторые учащиеся настолько быстро обрастают полезными связями, что меняют место работы уже во время обучения, а иные умудряются сделать это дважды.
Опрос слушателей школ на предмет ожидаемого уровня дохода после окончания программы МВА показал, что эти прогнозы весьма оптимистичны.
Большинство респондентов уверены, что повышение зарплаты составит 25-50%. Такую возможность для себя не исключают 50% опрошенных специалистов, 37% топ-менеджеров и 31% менеджеров среднего звена.
Однако эту уверенность разделяют далеко не все компании-работодатели. По мнению HR-директоров, выпускники бизнес-школ - люди с завышенными зарплатными ожиданиями.
Чего не хватает российскому МВА?
Игорь Хухрев, генеральный директор рекрутинговой компании `Анкор`:
- Российское бизнес-образование не только сталкивается с теми же проблемами, что и западное, но и приумножает эти проблемы. Дефекты российского бизнес-образования приводят к тому, что большая часть знаний, полученных слушателями на лекциях, не будет иметь никакого отношения к повседневной практике.
Бизнес-образование должно быть ближе к бизнесу, а у нас оно, как и образование в целом, оказалось оторванным от текущих потребностей общества. Правильнее было бы формировать бизнес-школы не на базе учебных заведений, а на базе консалтинговых компаний, которые могут использовать свою практику для формирования содержательной части программ.
Владимир Гурдус, первый заместитель генерального директора, исполнительный директор компании РОСНО:
- Принципиально - всего хватает. Единственное пожелание: проводить более тщательный конкурсный отбор. МВА более эффективно, если позволяет систематизировать уже существующие практические навыки. И для человека, и для компании полезнее, если человек прежде понюхал пороху, а уж после получил необходимые теоретические знания.
Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ:
- Российскому MBA не хватает признания делового сообщества и государства. Со стороны делового сообщества нет понимания, что программы МВА - это не второе высшее, а самостоятельное образование, которое ориентировано не на получение фундаментальных знаний по менеджменту, а на практику и карьеру.
Со стороны государства российскому бизнес-образованию требуется дальнейшая легализация. До сих пор в нашем законодательстве нет таких терминов, как `бизнес-образование` и `бизнес-школа`, вследствие чего огромный сегмент, ориентированный на развитие делового сообщества, регулируется через правовое поле первого высшего образования.
Это создает множество проблем. В итоге все существующие бизнес-школы формально вынуждены называться факультетами. А если мы факультет - значит должны быть декан и академические требования по расчасовке. И, значит, преподаватели должны нести соответствующую нагрузку, использовать учебники, рекомендованные Министерством образования для студентов.
Традиционная профессура не занимается консалтингом, а мы обязаны иметь в штате преподавателей-профессоров и при этом обеспечить их нагрузкой. Для студентов обычного вуза они годятся, но наши слушатели за кабинетных теоретиков денег платить не будут. Поэтому, чтобы сохранять конкурентоспособность, нам приходится постоянно лавировать.
|