Еще недавно в строительных компаниях скептически относились к каркасно-панельному домостроению. Считалось, что западные технологии не приживутся в российском климате. Однако практика опровергла эти опасения.
Правда, основную часть каркасно-панельных домов на Западе относят к сегменту доступного жилья. В нем обитает, в первую очередь, средний класс. Ведь покупка такого жилья при среднем уровне доходов может окупиться за 3 года.
На Северо-Западе РФ современные западные технологии на нынешнем этапе развития домостроения доступны только богатым. Дело в том, что низкая стоимость панелей появляется тогда, когда заводы начинают выпускать их десятками тысяч в год. Однако такой уровень пока в регионе недостижим: заводов, где взялись за производство стеновых сандвич-панелей и конструкций для монтажа из них домов, насчитывается несколько десятков.
Но даже самые крупные из этих предприятий выпускают комплектующие до полутора сот домов в год. Обычно же счет идет на несколько десятков домов, а то и на единицы. Между тем качественное производство требует дорогостоящего оборудования. Как правило, импортного. Приходится использовать и зарубежные стройматериалы. Это резко увеличивает расходы на строительство.
Заводские сандвич-панели
На лидерство на рынке панельно-каркасного домостроения претендует ЗАО `Содружество`. Его стартовые проекты получили неоднозначную оценку: были претензии на качество сборки домов (со временем они теряли свои термоизолирующие свойства, на стенах появлялись трещины).
Однако, после того как у компании появился свой завод Haus-Konzept, серьезных нареканий в ее адрес нет. Инвестиции в проект превысили 3,7 млн евро. Кроме собственных вложений привлекали кредиты Промышленно-строительного банка и средства компании `Балтийский лизинг`.
Завод выведен на полный цикл в январе 2005 года. На нем выпускают комплекты для сборки панельно-каркасных домов - сандвич-панели и деревянные клееные несущие конструкции. Используют технологию концерна Homag, оборудование фирмы Weinmann и группы компаний Weinig AG (Германия). Пиломатериалы поставляет ООО `Новгородский филиал `Содружество`, стеклопакеты - одно из дочерних производств `Содружества`. В будущем намечен выпуск лестниц и дверей.
Основная часть продукции поступает в строящиеся компанией коттеджи в Ленобласти. Однако этот рынок не дает возможности заводу развернуться на полную мощность. Поэтому идут переговоры о выходе на рынки Латвии и Германии.
Основа - термопрофиль
Западные технологии выводят на рынок Северо-Запада РФ и в компании `БалтПрофиль`. Они основаны на конструкциях с применением стального термопрофиля. Из таких панелей можно возводить малоэтажные здания и надстраивать мансарды на жилых домах в городах. Теоретически из них можно сооружать и высотные объекты, если усилить несущие конструкции каркасом.
Выпуск спецпрофилей налажен с 2003 года, они являются основой термопанелей с утеплителем и гипсокартонными (гипсоволокнистыми) листами. Для внешней облицовки используют любые материалы - от сайдинга до кирпичной плитки.
Удешевление высотных домов возможно за счет сокращения общих издержек строительства, а также отказа от сложных фундаментов. Ведь суммарные нагрузки стен на них снижаются. По расчетам специалистов, такие технологии позволят уменьшить стоимость строительства дома в 2-4 раза.
Расширение сбыта продукции в `БалтПрофиле` планируют за счет поставок в другие регионы РФ. В Петербурге же одним из перспективных направлений руководство компании считает мансардное строительство.
`Лего для взрослых`
На Северо-Западе РФ также прижилась и технология австрийской компании Velox Werk, разработанная более полувека назад. Ее привела на региональный рынок группа `Росстро`, которая построила свой первый завод в Кингисеппе.
Строительство дома схоже с принципами монолитного строительства в несъемной опалубке. Технологию называют `лего для взрослых`. В этом и есть новизна. Основной элемент опалубки - щепоцементная плита.
|