Александр Бейзеров, директор ООО `Прогресс`, увлекся предложением академика Б. Петракова расширить применение в строительстве нового материала - базальтофибробетона - и вложил в реализацию этого предложения почти все свои заработанные средства.
Бетон, без которого немыслимо современное строительство, подобно чугуну, прочен на сжатие, но хрупок на изгиб. Чтобы от такого недостатка избавиться, бетон давно стали армировать, но у металла и бетона разные коэффициенты расширения, и перепады температуры вызывают трещины. Наглядный пример: ремонт Володарского моста в Петербурге. По идее, его металлическую арматуру надо менять. Давно нашли на что менять - на фибру (нить - по латыни), то есть добавку в бетон, которая придает ему и прочность, и однородные свойства.
Но на какую фибру? Металлическая - ржавеет, стекловолокнистая - в агрессивной щелочной среде бетона растворяется. Лучше всего подходит лишенная их недостатков каменная фибра, а конкретнее - базальтовая; сырье для нее находится в прямом смысле под ногами. Надо его только расплавить и довести до толщины человеческого волоса.
Вот за это и взялся А. Бейзеров. Арендовал участок земли, подвел к нему газ, ведь требуется температура около 1500°, чтобы превратить базальт в мелкие-мелкие `иголочки`. Всего за год было построено здание - производственное и административное одновременно. Про стройку можно было бы рассказать отдельную историю (типично российскую - про согласования с 37 (!) инстанциями, во многих из которых оно сводится к тому, что нужно просто договориться с чиновником).
А когда строительные заботы остались позади, А. Бейзеров вместе с компаньонами установил в цехе дорогостоящее оборудование (одна печь обошлась в 9 млн руб.). И после многочисленных проб температурного режима, доводок и рационализаций базальтовую фибру удалось получить. Опытный заводик всего за 20 дней работы выдал 36 тонн базальтовой фибры.
Но короли промышленности стройматериалов на все предложения освоить новинку отвечают: `Зачем нам лишние хлопоты? У нас и так клиенты в очередь стоят за самым обыкновенным железобетоном`. Тогда предприниматель обратился к дорожникам. Бетонные дороги служат 50 лет, и в США их 60%, в Германии - 38%, в Австрии - 46%. Почему бы не строить `бетонки` и нам? А если их строить не просто из бетона, а из базальтофибробетона, то они окажутся долговечнее и дешевле.
Все признают на словах выгодность и перспективность, все - за, а дело ни с места. Обращения в правительство Ленинградской области, в областной дорожный комитет, в `Росавтодор`, в Госдуму встретили вежливые `положительные` отписки.
После письма А. Бейзерова Президенту РФ В. Путину в августе 2006-го министр транспорта РФ Игорь Левитин распорядился выделить в Ленобласти участок для опытного строительства дороги из базальтофибробетона. Только непонятным осталось самое насущное - кто направит средства на это строительство, поскольку в министерском распоряжении на сей счет весьма расплывчато: `Проработать вопрос о возможности финансирования`...
А сейчас изготовителя базальтовой фибры повели по новому кругу согласований: необходимо получить отзывы на новый материал от независимых НИИ, получить государственный стандарт на свою организацию... Чиновники таким образом затягивают решение вопроса о производстве фибры, тем самым демонстрируя, что сегодня мало кому нужно развивать новые технологии в дорожном строительстве.
Завод по производству базальтовой фибры простаивает с 2004 года. Его покинули специалисты, и единственные, кто остался, - сторожа.
|