Ушедший 2006 год отраслевики оценивают по-разному: одни говорят о том, что он был достаточно успешным для мясной отрасли, другие считают, что картина могла быть и более позитивной. Разнятся и итоговые показатели по СЗФО.
Так, в Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) за январь - сентябрь 2006 года увеличился выпуск мяса (скот и птица в живом весе) - на 6%; субпродуктов I категории - на 21,3%, колбасных изделий - на 18,9%, а производство мясных полуфабрикатов снизилось на 0,6%. Численность крупного рогатого скота (КРС) сократилась на 5,3% и составила 71,6 тыс. голов, в том числе коров - 33,1 тыс. голов (-7,2%). В сельскохозяйственных организациях численность КРС и коров увеличилась на 2,6%.
В Республике Коми производство мяса, включая субпродукты I категории, увеличилось на 23,6% к 2005 году. Прибавка в живом весе составила 12,2 тыс. тонн. В Новгородской области производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) снизилось на 22,1 тыс. тонн, в том числе сельскохозяйственными организациями на 13,3 тыс. тонн. В Ленобласти производство колбасных изделий сократилось на 48%.
Догоним и перегоним...
Темпы роста производства в мясопереработке в 2006 году были минимальными за последние 5 лет, подчеркивают эксперты: активный рост, который наблюдался в 2002-2005 гг., замедлился. Производство мясных полуфабрикатов в целом по России увеличилось только на 1,7%, а колбас - на 5,8%. Такая ситуация связана с насыщенностью рынка, как следствие - усилилась конкуренция. Увеличился импорт свинины и говядины, при этом импортное замороженное мясо, которое идет в основном в переработку, поступает на север России и в СЗФО, где его предпочитают охлажденному, что связано не только с культурой потребления, но и с низкими доходами, отмечают эксперты.
У нас пока не налажено целенаправленное разведение мясного скота, например для получения высококачественного `мраморного` мяса, обладающего некоторыми особенностями. Такое мясо трудно продать: покупатель не знает его потребительских свойств. Ситуация такая же, как была раньше с индейкой: к продукту привыкали постепенно. Рано или поздно это дорогое мясо появится на нашем рынке, его будут покупать - уровень доходов растет, но это касается только крупных городов.
Как продать брэнд
Сегодня принято говорить о смещении потребительских предпочтений в сторону продукции класса premium и об ориентации производителя на выпуск такой продукции. Но рынок не готов к массовому потреблению высококачественных мясных изделий из-за низких доходов большинства покупателей. Кроме того, границы самого понятия `премиальный` пока размыты, к нему зачастую относят все, что стоит дороже среднего уровня. В провинции же самой востребованной является продукция, которая дешевле средних цен на мясные изделия.
Рынок продолжает идти по пути укрупнения: стратегия многих крупных компаний сегодня заключается в покупке региональных предприятий для расширения географии продаж и увеличения доли российского рынка. Шаг в сторону улучшения и разнообразия в производстве сделан, и теперь надо думать, как продать произведенный продукт и выиграть в конкуренции с импортерами.
В сырьевом секторе будет увеличиваться доля отечественной свинины, так как сроки окупаемости инвестиций относительно коротки. Позитивным моментом эксперты называют старт национального проекта `Развитие АПК`, открывшего перед отраслью новые возможности.
Есть птицу пока не боятся
Нынешний 2007-й год опять заставил вспомнить о пресловутом `птичьем гриппе`, когда в СМИ прошли сообщения о том, что вирус гриппа птиц А (подтип Н5N1) был обнаружен в нескольких районах Московской области (Домодедовском, Одинцовском, Подольском, Талдомском, Нарофоминском и Звенигороде) и когда стало известно, что в Петербурге и Ленинградской области также проводят мероприятия по выявлению случаев заражения птиц этим вирусом. Опросы показывают, что 61% граждан обеспокоен вспышкой `птичьего гриппа`, но 83% жителей страны без опасений продолжают есть курятину.
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заверяет, что куриное мясо в московских магазинах безопасно: инфекция не получила большого распространения, так как осенью 2006 года была проведена вакцинация птиц.
Представители птицеводческих хозяйств опасаются, что среди покупателей может опять начаться паника. Многое будет зависеть и от СМИ: будут ли спекуляции на `вирусную` тему или дело ограничится изложением фактов без преувеличений. Эксперты отмечают: пока что спрос на мясо птицы остается прежним.
Мнения экспертов
Елена Тюрина,
генеральный директор Института Аграрного Маркетинга (Москва):
- 2006 год, особенно его вторая половина, стал переломным для рынка свинины: по итогам года ее производство в сельхозпредприятиях выросло на 15%. Всего по России в настоящее время реализуется около 70 крупных инвестиционных проектов по строительству свинокомплексов, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение производства этого вида мяса: к 2011 году оно вырастет более чем в 1,5 раза. В этом сегменте мясного рынка дефицита не будет: уже сегодня в отдельных областях России предложение по неразделанной продукции превышает спрос; этот рынок близок к насыщению. По говядине предложение будет падать: за 2005 год производство снизилось на 4-5%, а в 2006 - на 6-7%.
К вступлению России в ВТО мясная отрасль готова очень относительно: мы еще не овладели всеми приемами скрытой поддержки производителей и экспортеров. Кроме того, в рамках ВТО вырастут объемы импорта, а это нам ни к чему, особенно с учетом роста инвестиций в отрасль и реализацией проекта `Развитие АПК`. Наиболее остро вопрос конкуренции с импортом встанет в сегменте мяса для промпереработки, так как сегодня конечный потребитель уже отказывается, например, от импортного мяса птицы.
Александр Смирнов,
генеральный директор
ООО `Мясная Корпорация `Евросервис`:
- Универсальных решений существующих в отрасли проблем, которые были бы эффективными для предприятий всех секторов, форм собственности, систем организации, не существует. Поддержка государством крайне необходима, особенно в условиях высокого уровня дотаций сельского хозяйства в странах - конкурентах России (Европа, США), а также менее конкурентоспособных позиций России с точки зрения климата, количества и качества трудовых ресурсов. Однако без создания систем рачительного использования ресурсов и высокой мотивации персонала непосредственно на сельхозпредприятиях достичь повышения эффективности отечественного АПК невозможно: тут уже дело за самими предприятиями.
В ближайшие годы рынок ждет усиления процессов слияний/поглощений. Будущее - за вертикально интегрированными агрохолдингами полного цикла: производство сырья - переработка - дистрибуция до конечного потребителя.