В 2003-2006 гг. в Петербурге наблюдался парадокс: поголовье мясного животноводства в РФ не увеличивалось (рост шел в 2005 -2006 гг., если верить Росстату, за счет продукции птицеводства), а доля поставок замороженного мяса от отечественных производителей в сетевых магазинах неуклонно росла.
При этом через причалы Большого порта Санкт-Петербург по-прежнему поступало около 80-90% от всего объема мясных рефгрузов, которые ввозят в СЗФО из-за рубежа морским путем.
Объяснить феномен можно тем, что отечественные производители становятся конкурентоспособными. И первыми выгоду от этого уловили трейдеры.
Пока эта тенденция характерна только для розничной торговли. Крупные заводы пищевой промышленности по-прежнему вынуждены ориентироваться, прежде всего, на импортное сырье. Потому что его нужно много.
Бойни и логистика
По прогнозам экспертов, в 2010 году рынок продовольствия сформируется в виде вертикально-интегрированных групп. Большинство этих групп начинали в 1990-х годах с поставок импортного мяса. Но по мере накопления ресурсов они стали расширять бизнес. Сначала - за счет аренды складов, затем - строительства логистических схем поставок замороженного мяса, а в 2002-2003 гг. - приобретения собственных заводов с бойнями.
В частности, в MeatLand Food Group ожидают довести в 2009 году импортозамещение в общей структуре продаж до 60%. Если учесть, что доля группы среди поставщиков таких сетей, как Metro Cash&Carry, `Карусель`, `Лента`, `О`кей`, `Патэрсон`, `Перекресток`, `Пятерочка`, `Рамстор`, `Седьмой континент` и `Ашан`, сегодня оценивается в 20-25%, а в дальнейшем увеличится, по прогнозам, до 30%, то на прилавках этих магазинов доля отечественных поставщиков замороженного мяса, поставляемого от MeatLand, составит не менее 18%.
У сетевиков Петербурга, как правило, 4-5 крупных поставщиков `заморозки` (это необходимо для диверсификации рисков сбоев в работе розничного конвейера). Доля российского мяса у них увеличивается примерно теми же темпами. Потому несложно предсказать, что в 2009 году, как минимум, две трети замороженного мяса на прилавках сетевых магазинов Петербурга займет отечественное мясо. По оптимистичным прогнозам, его доля может составить до 80%.
Марочные деликатесы
Общие тенденции таковы, что в структуре потребления будет все больше прирастать доля качественной охлажденной продукции. Конкуренция повысит требования заказчиков (рынков сетевой торговли и HoReCa) к условиям доставки и хранения сырья, что, в свою очередь, заставит поставщиков развивать сегмент марочного мяса в современной упаковке. По сути, рынок должен будет подтягиваться к тем стандартам, к которым уже давно привыкли в Европе.
Подобные перспективы особенно подогревают интерес трейдеров к мясу от отечественных производителей, потому что поставки охлажденной продукции из других стран становятся менее выгодными и рискованными (с учетом ситуации на границе). Другая причина - рост среднедушевого потребления мяса в крупных городах России, включая Петербург. При этом темпы роста мирового рынка замороженного мяса в целом могут увеличиваться не более чем на 2-3% в год. Ареал поставок может, как показывает практика, сужаться из-за эпидемий среди поголовья и запретов на ввоз в РФ продукции из отдельных стран.
А вот российские фермеры, судя по исследованиям Института аграрного маркетинга, в 2010 году способны увеличить рост мяса свинины на 15-20% и в целом `красного` мяса (включая говядину) - на 10%. При этом они вроде бы готовы удовлетворить растущий спрос на охлажденное мясо, за исключением экзотических для РФ видов домашних животных (баранина, конина). Однако возникает проблема: как довести скоропортящуюся продукцию до рынков сбыта?
Трейдеры идут к фермерам
Раньше других по пути интеграции пошли московские холдинги `Черкизовский` и `Мираторг`. А теперь его придерживаются и основные конкуренты MeatLand на Северо-Западе РФ - группы компаний `Рубеж`, `Диета-18` и `Мясная корпорация `Евросервис`.
И вторжение трейдеров на сельскохозяйственный рынок стремительно растет. Например, в `МК `Евросервис` готовы добавить к своим производственным активам в Белоруссии и Калининградской области свинооткормочный комплекс и птицефабрики в Пензенской и Курской областях, которые начали строить в I половине 2006 года. Еще два аналогичных проекта - в стадии проработки. В 2007-м в корпорации ведут переговоры о приобретении аналогичных активов в других регионах РФ.
Заметим, что трейдеры подстегивают активность и фермеров Северо-Запада. Их спрос удачно накладывается на национальную программу поддержки развития животноводства. Средствами из нее в одной только Вологодской области в 2006-м воспользовались 44 фермерских предприятия. В Новгородской области - 15 аналогичных инвестпроектов.