Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Замороженное` наступление на прилавки - ЭиВ N 6 (641)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
`Замороженное` наступление на прилавки
No. 6 (641) 19.02.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
К 2009 году значительная часть замороженного и охлажденного мяса на прилавках сетевых магазинов Петербурга будет отечественного производства
В 2003-2006 гг. в Петербурге наблюдался парадокс: поголовье мясного животноводства в РФ не увеличивалось (рост шел в 2005 -2006 гг., если верить Росстату, за счет продукции птицеводства), а доля поставок замороженного мяса от отечественных производителей в сетевых магазинах неуклонно росла.

При этом через причалы Большого порта Санкт-Петербург по-прежнему поступало около 80-90% от всего объема мясных рефгрузов, которые ввозят в СЗФО из-за рубежа морским путем.

Объяснить феномен можно тем, что отечественные производители становятся конкурентоспособными. И первыми выгоду от этого уловили трейдеры.

Пока эта тенденция характерна только для розничной торговли. Крупные заводы пищевой промышленности по-прежнему вынуждены ориентироваться, прежде всего, на импортное сырье. Потому что его нужно много.



Бойни и логистика



По прогнозам экспертов, в 2010 году рынок продовольствия сформируется в виде вертикально-интегрированных групп. Большинство этих групп начинали в 1990-х годах с поставок импортного мяса. Но по мере накопления ресурсов они стали расширять бизнес. Сначала - за счет аренды складов, затем - строительства логистических схем поставок замороженного мяса, а в 2002-2003 гг. - приобретения собственных заводов с бойнями.

В частности, в MeatLand Food Group ожидают довести в 2009 году импортозамещение в общей структуре продаж до 60%. Если учесть, что доля группы среди поставщиков таких сетей, как Metro Cash&Carry, `Карусель`, `Лента`, `О`кей`, `Патэрсон`, `Перекресток`, `Пятерочка`, `Рамстор`, `Седьмой континент` и `Ашан`, сегодня оценивается в 20-25%, а в дальнейшем увеличится, по прогнозам, до 30%, то на прилавках этих магазинов доля отечественных поставщиков замороженного мяса, поставляемого от MeatLand, составит не менее 18%.

У сетевиков Петербурга, как правило, 4-5 крупных поставщиков `заморозки` (это необходимо для диверсификации рисков сбоев в работе розничного конвейера). Доля российского мяса у них увеличивается примерно теми же темпами. Потому несложно предсказать, что в 2009 году, как минимум, две трети замороженного мяса на прилавках сетевых магазинов Петербурга займет отечественное мясо. По оптимистичным прогнозам, его доля может составить до 80%.



Марочные деликатесы



Общие тенденции таковы, что в структуре потребления будет все больше прирастать доля качественной охлажденной продукции. Конкуренция повысит требования заказчиков (рынков сетевой торговли и HoReCa) к условиям доставки и хранения сырья, что, в свою очередь, заставит поставщиков развивать сегмент марочного мяса в современной упаковке. По сути, рынок должен будет подтягиваться к тем стандартам, к которым уже давно привыкли в Европе.

Подобные перспективы особенно подогревают интерес трейдеров к мясу от отечественных производителей, потому что поставки охлажденной продукции из других стран становятся менее выгодными и рискованными (с учетом ситуации на границе). Другая причина - рост среднедушевого потребления мяса в крупных городах России, включая Петербург. При этом темпы роста мирового рынка замороженного мяса в целом могут увеличиваться не более чем на 2-3% в год. Ареал поставок может, как показывает практика, сужаться из-за эпидемий среди поголовья и запретов на ввоз в РФ продукции из отдельных стран.

А вот российские фермеры, судя по исследованиям Института аграрного маркетинга, в 2010 году способны увеличить рост мяса свинины на 15-20% и в целом `красного` мяса (включая говядину) - на 10%. При этом они вроде бы готовы удовлетворить растущий спрос на охлажденное мясо, за исключением экзотических для РФ видов домашних животных (баранина, конина). Однако возникает проблема: как довести скоропортящуюся продукцию до рынков сбыта?



Трейдеры идут к фермерам



Раньше других по пути интеграции пошли московские холдинги `Черкизовский` и `Мираторг`. А теперь его придерживаются и основные конкуренты MeatLand на Северо-Западе РФ - группы компаний `Рубеж`, `Диета-18` и `Мясная корпорация `Евросервис`.

И вторжение трейдеров на сельскохозяйственный рынок стремительно растет. Например, в `МК `Евросервис` готовы добавить к своим производственным активам в Белоруссии и Калининградской области свинооткормочный комплекс и птицефабрики в Пензенской и Курской областях, которые начали строить в I половине 2006 года. Еще два аналогичных проекта - в стадии проработки. В 2007-м в корпорации ведут переговоры о приобретении аналогичных активов в других регионах РФ.

Заметим, что трейдеры подстегивают активность и фермеров Северо-Запада. Их спрос удачно накладывается на национальную программу поддержки развития животноводства. Средствами из нее в одной только Вологодской области в 2006-м воспользовались 44 фермерских предприятия. В Новгородской области - 15 аналогичных инвестпроектов.





Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru