Три года назад в статье `Пенсия как пиджак: тоже нуждается в химчистке` (`ЭВ` от 15.09.2003) говорилось о том, что идеология пенсионной реформы может заставить ее в дальнейшем пробуксовать. Сегодня эти прогнозы уже сбываются.
В 2003-2006 гг. реформаторам не удалось решить две задачи, ради решения которых взялись за модернизацию системы пенсионного обеспечения: хотелось привлечь дополнительные средства в российскую экономику с длительным сроком оборота и создать условия, при которых будущему поколению пенсионеров обеспечивалась солидная прибавка к пенсии.
Кто съедает прибыль госбумаг
Мы утверждали, что основная часть средств населения, которая должна составить накопительную часть пенсии, в итоге останется у государства. Чиновники вложат эти средства в государственные ценные бумаги. Получится та же система формирования пенсионных фондов, что и существовала прежде. Только цепочка перекладок денег удлинится, а расходы на организацию выплат пенсионерам увеличатся. Это может `съесть` прибыль от оборота госбумаг...
В свое время многим казалось, что такие прогнозы слишком пессимистичны. Однако и итоги не радуют. Ведь доход от госбумаг оказался даже ниже уровня инфляции. Этого следовало ожидать: таков побочный эффект от укрепления рубля по сравнению с долларом. В такой системе координат государство испытывает `несварение` от избытка рублей. И у него нет никакого желания `зарабатывать` на финансовом рынке. Наоборот, чем ниже доходы от государственных ценных бумаг, тем эффективнее идет санация денежной массы на внутреннем рынке. А это лучшее лекарство от инфляции.
Еще один фактор с побочным эффектом - подготовка России к вступлению в ВТО. Она спровоцировала интенсивный рост внутренних цен в топливно-энергетическом комплексе, тарифах ЖКХ, на транспорте. Началось подтягивание внутренних цен к мировым, что заставило индексировать размер государственных пенсий. Причем такими темпами, что возникла проблема с финансированием российского пенсионного фонда...
Это указывает, что при повороте пенсионной системы на рыночные рельсы реформаторы не позаботились о введении рыночного способа управления пенсионными ресурсами в зависимости от колебаний поступлений с рынков труда и стоимости финансовых активов, которыми собирались подкрепить доходы государственного Пенсионного фонда.
У чиновников - мальчики кровавые в глазах
Намного эффективнее распорядились пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Их доходы в среднем оказались выше, чем по банковским депозитам, но ниже, чем в паевых инвестиционных фондах. Однако те процессы, которые снизили уровень доходности вложений в ПИФы, не могли не коснуться и НПФ. Ведь многие пенсионные фонды вложились, в частности, в корпоративные ценные бумаги учредителей фондов.
Это заставило забеспокоиться Правительство РФ. И в начале февраля 2007 года вышло постановление, которое было призвано защитить пенсионные накопления. Однако выбранная форма защиты указывает на то, что при этом преследовалась двойная цель.
Из текста постановления следует, что теперь пенсионным фондам нельзя инвестировать средства в векселя и недвижимость. Ограничены вложения в бумаги учредителей и вкладчиков. Так чиновники пытаются бороться с `дутыми` капиталами пенсионных фондов. В векселях увидели инструмент для реализации `серых` схем оборота капиталов. В корпоративных бумагах вкладчиков - средство для построения своеобразных финансовых пирамид.
Три года на корректировку активов
На приведение структуры резервов в соответствии с новым постановлением НПФ отведено три года. Работу фондов, резервы которых слишком сильно отличаются от новой структуры размещения, могут приостановить.
Постановление Правительства РФ сильнее всего ударит по фондам, учрежденным крупными корпоративными структурами. Так, по отчетности, значительная часть резервов НПФ `Газфонд` вложена в акции и облигации учредителей и вкладчиков фонда (ОАО `Газпром`, `Газпромбанк`). Специалисты `Газфонда` тут же заявили, что им не придется перевкладывать все попавшие под запрет активы. Потому что, например, в ОАО `Газпром` надеются до 2010 года поднять степень надежности своих корпоративных активов до такого уровня, как и госбумаги. `Голубым` фишкам федерального масштаба, оказывается, несложно привести свои бумаги в соответствие с новыми требованиями. По сути, это вопрос степени прозрачности финансовых потоков предприятий...
Скрытая цель реформ
Здесь мы и подходим к скрытому смыслу нововведения: консультанты жаловались на то, что российские предприятия не имеют стимулов для раскрытия информации о себе. Даже при выходе на рынок публичных заимствований (IPO) они ограничиваются минимальным набором сведений, по которым сложно судить о тенденциях и динамике их развития.
Теперь один из стимулов для предприятий добровольно сообщать данные о себе найден: хотите работать с пенсионными накоплениями, повышайте степень надежности корпоративных ценных бумаг, отказывайтесь от вексельных инструментов и переходите на более цивилизованные механизмы привлечения инвестиций.
|