Данные официальной статистики по СЗФО свидетельствуют в основном о росте производства: 2006 год был лучше, чем 2005-й.
Архангельская область (без учета Ненецкого автономного округа) за январь-сентябрь 2006-го показала рост в производстве молока - на 0,1%, в том числе произведенного в сельхозорганизациях - на 11,9%. Производство цельномолочной продукции выросло - на 7,5%, животного масла - на 3,0%, но производство сыра и творога сократилось - на 0,6%.
В Республике Коми за прошлый год цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) было произведено 25,0 тыс. тонн, что составило 98,7% к 2005-му. В Новгородской области за 2006 год снизилось производство молока: в натуральном выражении произведено 115,8 тыс. тонн (93% к 2005 году), в том числе сельхозорганизациями - 64,4 тыс. тонн (103,5% к 2005-му).
В Петербурге производство цельномолочной продукции выросло - 110,2% к 2005 году. Но, как подчеркивают эксперты, в сопоставимых ценах на продукцию все осталось на прежнем уровне, а отрасль в целом находится в состоянии стагнации.
Остались нерешенными главные проблемы: дефицит сырья, отсутствие госрегулирования закупок молока у производителей, взаимодействие с сетями, нехватка средств на обновление материальной базы.
Молоко запуталось в сетях
В 2006 году производители, особенно региональные, с трудом сохранили свои позиции на рынке, выполняя условия ритейлеров. Эксперты считают, что 2006-й стал годом укрепления диктата торговых сетей; политика последних по отношению к производителям ставит под угрозу существование небольших производств.
Работать с отрицательной рентабельностью невозможно, и в прошлом году уже закрылись 3 предприятия: `Сланцевский городской молочный завод`, `Кингисеппский молочный комбинат`, `Эльф МТ` в Тосно. Сырого молока не хватает, поголовье молочного стада продолжает сокращаться; чтобы привести его численность в соответствие с мощностями производств, по различным оценкам, нужно около 7 лет.
Крупные компании (ОАО `Петмол`, ОАО `Петрохолод`, новгородское ОАО `Лактис` , `Вимм-Билль-Данн`) могут обеспечить себя сырьем, инвестируя в строительство животноводческих комплексов, а также развивать свиноводческое направление, как ФГУП `Племенной завод `Мыслинский` и ООО `Волховский плюс`.
Национальный проект `Развитие АПК` должен выровнять ситуацию: совхозы получают средства на строительство новых ферм и закупку поголовья. Но даже после того, когда потребность в сырье будет удовлетворена, эксперты опасаются, что придется решать новую проблему: молока станет много, но ритейлеры не возьмут на реализацию ни молоко, ни его производные, так как им по-прежнему будет невыгодно иметь дело с отечественным производителем.
Сети предпочтут работать с производителями молока из Белоруссии, Финляндии, стран Балтии, чья продукция дешевле, потому что дотируется государством. Таким образом, чтобы подход к развитию молочной отрасли можно было назвать комплексным, параллельно с проектом `Развитие АПК` требуются четкая, работающая система госдотаций, диалог с ритейлерами, установление жестких правил на закупку сырья, которых пока нет.
Млечный путь в мегаконцерн
В 2006 году производителей молока на рынке стало еще меньше: как за счет ухода с рынка аутсайдеров, так и за счет поглощений/слияний. Как первое, так и последнее обстоятельство эксперты оценивают резко отрицательно, потому что считают его следствием непродуманности хозяйственной политики государства.
Поглощения/слияния, происходящие в отрасли, выгодны, прежде всего, иностранным корпорациям, отечественным лидерам и ритейлерам, которые расширяют присутствие и в провинциях: за последний год тенденция `крупный производитель - крупный поставщик - крупный продавец` - окончательно оформилась и может укрепиться, если иностранные корпорации станут строить в СЗФО молокоперерабатывающие заводы. О таких перспективах говорилось еще в прошлом году (например, Valio Ltd.).
Закупочные цены крупных переработчиков также делают производство нерентабельным для небольших компаний. Эксперты подчеркивают, что дальнейшее развитие событий будет зависеть от политики государства: будет ли соблюден губительный для отрасли `принцип невмешательства` или все-таки будут приняты адекватные меры. Пока отраслевики пытаются решать свои проблемы силами профобъединений, которые выходят с программами на федеральный и региональный уровни.
Отраслевики также говорят, что продукция транснациональных корпораций бывает хуже, чем небольших молокозаводов: она, конечно, безвредная, обогащенная витаминами, но не вполне `настоящая`. Так, например, в кефире может не оказаться кефирной закваски, но зато продукт при перевозке на большое расстояние не испортится.
Против укрупнений/слияний также говорит и тот факт, подчеркивают эксперты, что часто `в молоко` деньги инвестируют неспециалисты, рассматривая это просто как один из способов вложения средств.
Мнения экспертов
Игорь Подлипенцев,
президент ОАО `Севзапмолоко`, президент Союза молокопроизводителей Ленинградской области, к. э. н.:
- Только в России отсутствует государственное регулирование правил закупки молочного сырья: нам предлагается работать в режиме дикого рынка - выживать. В США, например, власти штата устанавливают закупочную цену на сырое молоко, а федеральные власти выкупают избыточно произведенное масло. В Европе существуют квоты на производство молока - косвенное регулирование цены, прямые дотации экспорта и т. д. Там все знают, что коровы колебаниям рынка не подчиняются.
Наш Молокосоюз выработал предложения - условия закупки молока устанавливать межотраслевым соглашением Леноблсельхозсоюза и СМП, но контролировать соблюдение таких соглашений может только государство, ни у кого другого таких полномочий нет. А главное - не хватает понимания, что производство и переработка молока - это такая же отрасль, как, например, водоснабжение, и цель ее - удовлетворение потребностей населения в здоровом питании, а не борьба хозяйствующих субъектов между собой.
Владимир Лабинов,
исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли:
- За последние 5-6 лет объемы выпуска молочной продукции выросли: пятнадцатилетний спад остановился, начался подъем - по России увеличилось на 0,6 % производство сырого молока, сливочного масла - на 8%, сыра - на 7%, творога - на 5%, сократилось производство сухой молочной продукции - на 5%, мороженого - на 5%, молочных консервов - на 5%. Дефицита сырья не существует; некоторая нехватка наблюдается только в осенний период.
Некрупные предприятия несут убытки и теряют рыночные позиции не потому, что находятся в сложных обстоятельствах, а потому что, как правило, производят некачественную продукцию. Не случайно на дегустационных конкурсах, проводимых Молочным союзом России, ни один мелкий производитель не занял призового места. Если производство не может удержаться на рынке молока, то пусть займется чем-то другим. Примеров успешного ведения бизнеса в сфере молочных хозяйств - много, а в молокопереработке - единицы: здесь встает вопрос о неэффективности управления, а не о невыносимых условиях, в которые, как утверждают некоторые, поставлены производители.
Сегодня цена на сырое молоко в России выше, чем в Европе, где оно стоит 0,22 евро за литр при жирности 3,7%. В Ленобласти цена за литр сырого молока составляет 9,5 руб. при жирности 3,4%. В этих условиях становится выгоднее завозить продукты из ЕС, чем покупать у своих. Российский рынок - самый либеральный в Европе, поэтому с вступлением России в ВТО в молочной отрасли ничего не изменится. Государство поддерживает представителей отрасли в рамках реализации нацпроекта `Развитие АПК`, но все, что делается, нужно делать в еще больших объемах.