`Грандиозный газовый проект по строительству трубопровода из России в Германию по дну Балтийского моря может быть отложен на неопределенный срок. В качестве основных причин эксперты называют опасения экологического характера. Одно только проведение соответствующих исследований может отложить начало работ на 2010 год`. Об этом 12 февраля заявил в Брюсселе комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пиебалгс.
Изменения в графике строительных работ могут быть вызваны и нынешней позицией Швеции: центральная часть балтийской трассы этого газопровода должна пройти по акватории, которую Стокгольм, после ухода в отставку социал-демократического правительства Швеции (осень 2006 года), рассматривает как национальную экономическую зону.
Если добавить к этому протесты Польши, Украины и стран Балтии против новой артерии, изымающей у них крупные транзитные доходы, стимулирование Вашингтоном и Брюсселем строительства нефте- и газопроводов из стран СНГ в Европу в обход России и фактически ультимативные требования ЕС и Польши по ратификации Россией Европейской энергетической хартии, становится очевидным комплексный прессинг на энергополитику России.
Некоторые эксперты полагают, что Москва вынуждена замедлить выбор инвестиционных и экспортных приоритетов в своей энергетической системе. Ибо доля экспорта в российской газодобыче постоянно растет, а `судьба` газопровода впрямую влияет на газодобывающие возможности и газоэкспортные планы РФ.
Тем временем сооружаются конкурирующие с СЕГом артерии, а у России возникают газотранзитные проблемы в ближнем зарубежье.
Зато ЕС не требует экологической экспертизы аналогичных проектов в Северном, Норвежском и Средиземном морях, буквально напичканных уникальной биосферой и взрывоопасными `реликтами` Второй мировой войны.
Ситуация же с СЕГом вводится и в русло затяжных переговоров о разграничении Балтики. Некоторые аналитики из стран Балтии считают, что, если РФ начнет строить кратчайший в Европу путь для российского газа - газопровод Литва-Польша (а в Литву российский газ поступает через Латвию) и снизит цены на свой газ для стран Балтии и Финляндии, тогда и экологические `протесты`, и шведский `морской национализм`, что называется, сойдут на нет.
Не исключено также, что страны Балтии и Финляндия желают большего роста транзита российской нефти через них (в связи с сокращением нефтетранзита через Белоруссию): для этого они сохранили прежними свои тарифы на транзит нефти, а Латвия на днях официально отказалась от территориальных претензий к России.
Но пока этот транзит увеличился на 25%. Похоже, Запад ждет и свободного доступа в проекты освоения Штокмановского месторождения, вероятно, тоже `взамен` ускорения строительства СЕГа.
Некоторые же скандинавские специалисты предлагают РФ срочно договариваться с Финляндией, Швецией и Норвегией о сооружении через эти страны газопровода к норвежским заводам по сжижению газа и тамошним газоэкспортным терминалам (на Атлантике), который будет минимум на треть короче СЕГа, и о совместном сжижении российского и норвежского газа для последующего экспорта.
Растущую зависимость РФ от экспорта газа, похоже, решено использовать для давления на Россию, можно сказать, по всем азимутам...
|