Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Петербург ждет защиты от стихии - ЭиВ N 5 (640)
ГЛАВНЫЕ СТРОЙКИ СЕВЕРО-ЗАПАДА
Петербург ждет защиты от стихии
No. 5 (640) 12.02.2007
Борис УШАКОВ
Реальное оживление строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС) началось в 2006 году, когда подрядчики освоили 9 млрд руб., что на 2 млрд руб. больше, чем планировали.

В ноябре 2006-го был сдан подъемный мост длиной 1,42 км (часть судопропускного сооружения С2). Строители выполнили обязательства досрочно, что позволило, наконец, начать разборку временных дамб, которые перекрывали движение флоту через С2.

Тот факт, что лед, сковывавший строительство КЗС, тронулся, приписывают реорганизации структуры управления работами. Именно в 2006-м ликвидировали ГУ `Управление по строительству защитных сооружений Петербурга от наводнений` (`Морзащита`), созданное еще в конце 1960-х.

В организации строительства КЗС в последние годы было много неразберихи. Многие объекты пришлось реанимировать. При этом в проект вносили изменения, что потребовало дополнительных согласований, включая проведение экологической экспертизы. Без этого деньги строителям не светили. Непростым делом оказалось и наладить поэтапную приемку строительно-монтажных работ.

Кроме того, возведение уникального объекта зависело от координации работы разных министерств и ведомств, которые разбирались, кому и что принадлежит после приватизации части имущества в 1990-х. Предстояло решить, как ввести в оборот те земли и сооружения, которые попали в собственность или длительную аренду к частным компаниям, а также провести водораздел между федеральной и городской собственностью.

Вызывал вопросы и порядок проведения конкурсов по лотам. По результатам выполнения взятых подрядчиками обязательств состоялись разборки с дирекцией Росстроя. Ну и, наконец, сказывалось отсутствие навыков в организации строительства столь крупных объектов.

В правительстве города вместо `Морзащиты` поначалу предполагали создать новый Комитет по защите Петербурга от наводнений и управлению водными ресурсами. Но эта идея у депутатов ЗС поддержки не нашла. И функции `Морзащиты` в итоге поделили между двумя ведомствами. За разработку политики по защите берегов от наводнений теперь отвечает Комитет по природопользованию, а за развитие систем защиты и ликвидацию последствий возможных аварий на берегу - Управление по делам ГО и ЧС Петербурга.

По мнению экологов, такое разделение обязанностей ставит под угрозу реализацию `Программы мероприятий по созданию системы интегрированного управления водными ресурсами Санкт-Петербурга на 2005-2009 гг.`. Ведь такие сферы, как экология и надзор за эксплуатацией защитных сооружений, остаются за бортом.

Кто будет заниматься в 2007 году мониторингом состояния воды в районе С2? Этот вопрос, в частности, задали специалисты Общественного экологического совета Петербурга и Ленобласти губернатору Петербурга. Валентина Матвиенко дала понять, что эти вопросы выходят за рамки компетенции правительства Петербурга. Потому целесообразно передать эксплуатацию комплекса защитных сооружений соответствующему федеральному учреждению после окончания строительства.

Но кому надзирать за КЗС после 2008 года, когда дамбу можно будет использовать как защитное сооружение до окончания строительства, этот вопрос до сих пор остается открытым.

При катастрофическом наводнении под водой могут оказаться 20 районов Петербурга и три района Ленобласти (полностью или частично).

На этой территории расположены более 50% всех предприятий Петербурга и значительная часть жилфонда



История строительства



Первый проект радикальной защиты Петербурга от наводнений разработал в 1727 году Х. А. Миних, предложив `город и каждый остров порознь дамбами и довольным возвышением и укреплением берегов укрепить`. После `потопа` 1824 года правительство объявило международный конкурс на проект защиты Петербурга от наводнений.

Проект П. П. Базена, предложившего оградить Невскую губу (с дельтой Невы) от вод Финского залива каменной дамбой (от Лисьего Носа через о. Котлин до Ораниенбаума) лег в основу ряда проектов защитных сооружений конца XIX в. (Н. Н. Моссаковского, Я. К. Ганнемана, В. Ф. Пруссака), а также эскизного проекта 1933 года, разработанного в ЛенНИИ коммунального и жилищного хозяйства и строительства.

Техпроект защитных сооружений разработан в 1967-1978 гг. в Ленинградском отделении института Гидропроект (Ленгидропроект) под руководством главного инженера проекта С. С. Агалакова. В разработке участвовали

52 института и организации, в подготовке экологического обоснования - 20 организаций. Проект архитектурного оформления выполнен в институте ЛенНИИпроект (руководитель - А. В. Жук).

В состав комплекса входят 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений, 11 каменно-земляных дамб, здания и сооружения эксплуатационного и обслуживающего назначения. Общая протяженность комплекса - 25,4 км, в том числе свыше 22 км - по акватории залива. Высота дамб (вместе с волноотбойной стенкой) - 8 метров.

Строительство защитных сооружений началось осенью 1979-го. Работы вело управление `Ленгидроэнергоспецстрой`. В 1988 году строительство было законсервировано в связи с отсутствием финансирования. Возобновлено в 2002 году.

Из "Энциклопедии Санкт-Петербурга"



Участники проекта



Проектирование: консультант-инженер - ЗАО `Генинжконсалт`; институт `Стройпроект`; Haskoning (Голландия); Halcrow (Великобритания); институт `Ленгидропроект`.

Строительство: консорциум ОАО `Метрострой` и ЗАО `Компакт`; ЗАО `ИК Трансстрой`;

ОАО `Северное управление строительства`; ОАО `Технопромэкспорт`; Boskalis (Голландия).

Управление: ФКП `Дирекция КЗС Росстроя`.



Этапы сдачи объектов



В состав пускового комплекса (сдача - в 2008 году) входят:

 11 каменно-насыпных дамб,

 6 водопропускных сооружений на стыках дамб (их затворы

регулируют проток воды)

 2 судопропускных сооружения

С1 и С2

 Подходные каналы к С1 и С2,



Объекты второй очереди (ввод до 2012 года):

 Автомобильный тоннель под С1

 Шестиполосный участок дороги, который является частью КАД



Ключевые фигуры проекта



Юрий Севенард, доктор технических наук

В 1980-1993 гг. - начальник строительства, гендиректор `Ленгидроэнергоспецстроя`. Это предприятие стояло у истоков проекта КЗС и было в свое время генподрядчиком строительства. Оно координировало работу карьерных хозяйств и стройбаз на стройплощадках `Горская`, `Котлин`, `Бронка`. В стройбазы входили бетонные заводы, цеха сборного железобетона, арматурное хозяйство, причальные сооружения, технический флот, автотранспортные предприятия, склады нерудных материалов. Сооружения КЗС в 1988 году были готовы на две трети.



Владимир Коган, заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ РФ (Росстрой)

Сегодня курирует целый ряд важнейших для РФ строек. Уверен, что пуск объекта должен состояться в 2008 году, никаких других сроков не рассматривает. Сумел урегулировать финансовые вопросы, что помогло, по сути, реанимировать строительные работы. В противном случае проект КЗС мог бы увязнуть во множестве согласований на федеральном уровне.



Владимир Щекачихин,

генеральный директор Федерального казенного предприятия `Северо-Западная дирекция Росстроя - дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений`

Назначен на этот пост в ноябре 2006-го, но связан со стройкой с 1981 года. Работал мастером, прорабом, руководил генподрядным строительным управлением. С 2001 года представлял службу заказчика на строительстве КЗС от Госстроя России.

С 2003 года в Фонде инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга руководил группой реализации проекта `Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений`.



Финансы прорвали плотину



О том, во сколько обойдется завершение строительства КЗС, спорили долго. При этом суммы фигурировали разные.

Эти маневры заставили депутатов Госдумы в 2006 году заговорить об эффективности использования бюджетных средств. Основные дебаты шли по поводу индексирования стоимости работ - ведь в ценах 2005 года она составляла 38,6 млрд руб. Шуму было много. В результате в марте по этому поводу прошли консультации Президента РФ Владимира Путина с Председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным, а в декабре объекты проинспектировали специалисты КРУ при Президенте РФ.

Однако на итоговом совещании из уст руководителя КРУ Александра Беглова серьезных обвинений в адрес Росстроя не прозвучало.

А в конце декабря 2006-го была утверждена новая программа строительства на 2007-2012 гг. стоимостью 54,9 млрд руб. Из них 41,6 млрд руб. складываются из 3,9 млрд руб. - от международных финансовых организаций (ЕБРР, Северного инвестиционного банка, Европейского инвестиционного банка) плюс 37,7 млрд руб. - софинансирование из бюджета РФ. Остальные 13,3 млрд руб. - средства федеральной адресной инвестиционной программы.

Замруководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Владимир Коган пообещал, что к концу 2008 года дамба сможет выполнять роль защитного сооружения.

Для ускорения строительства В. Коган попросил перераспределить объемы финансирования, сделав особый акцент на 2007-м.

Получив дополнительные средства, подрядчики обещают летом 2007 года сдать судопропускное сооружение С2 для прохода судов типа `река-море` и осадкой до 5,5 метра (на них приходится три четверти всех судозаходов в Большой порт Санкт-Петербург), а летом 2008-го - сооружение С1 - для морских судов. При этом глубины подходного морского канала намечено довести едва ли не до 16 метров: по сути, до того уровня, который лимитируют параметры Датских проливов на входе в Балтику.

Запланированные средства не предусматривают затрат на содержание и временную эксплуатацию объектов КЗС. Это потребует от Минрегионразвития, Минэкономразвития и Минфина РФ выделить дополнительные ресурсы.













Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru