Недавно Президент РФ Владимир Путин посоветовал `освежить` архитектурный облик города на Неве с помощью достижений современной архитектуры. Однако где именно возводить небоскребы - решать все-таки правительству Петербурга. А ему, добавим, придется при этом руководствоваться советами международных экспертов.
Свой вердикт они вынесут летом. Однако недавний визит делегации ЮНЕСКО и реплика В. Путина уже внесли поправки в дальнейший ход градостроительных реформ. Во-первых, в правительстве полагают, что в метрополии в целом нецелесообразно вводить высотный регламент. Вполне достаточно существующих правил регулирования. Это означает, что, по сути, в каждом случае по проектам небоскребов будут выносить индивидуальные решения.
Во-вторых, появились основания для ужесточения существующей практики выдачи разрешений на возведение высотных объектов, потому что в предыдущие годы они не раз нарушались. Насколько принципиальными были эти нарушения, это сейчас и предстоит определить экспертам. Глава делегации ЮНЕСКО Франческо Бандарин дал понять, что при этом они будут исходить из оценки степени однородности ландшафтов и степени влияния новых проектов на целостность облика города. При этом Ф. Бандарин напомнил, что в Петербурге объектом культурного наследия является центр, вокруг которого - тоже охранная зона, но с гибким режимом регулирования высоты зданий. Такое зонирование было согласовано властями города на Неве при внесении его в Список культурного наследия в 1990 году.
Это означает, что место предполагаемого строительства `Газпром-Сити` слишком близко к объекту, внесенному в Список всемирного наследия. В Петербурге предложили особую схему оценки целостности исторических ландшафтов, поэтому опыт Петербурга для ЮНЕСКО имеет принципиальный характер: с аналогичными проблемами придется в таком случае сталкиваться и в других городах, где есть памятники всемирного наследия.
Итак, по сути, вопрос строить или нет `Газпром-Сити` в виде взметнувшегося вверх почти на 200 метров `кукурузного початка` из стали и бетона превращается в дискуссию о степени жесткости регулирования охранной зоны города, чей исторический центр - памятник архитектуры.
Отсюда вытекает и другая проблема - расположение в охранной зоне крупных офисных объектов: на площади 270 тыс. кв. метров `Газпром-Сити` предполагается разместить около 20 тысяч рабочих мест. Это влечет за собой серьезные инфраструктурные сдвиги, которые также должны учитывать при регулировании охранных зон.
Однако, несмотря на то что Петербург - горизонтальный город, расположенный вдоль реки, его перспективу все же нарушают несколько шпилей. Поэтому возникает искушение добавить к ним и какой-нибудь другой высотный объект - например, пик `Газпром-Сити`. Суть в том, какими последствиями это обернется для Петербурга.
В любом случае точных расчетов на эту тему пока не представлено. Поэтому не исключено, что и на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в июне 2007 года, окончательного решения могут и не принять. К чему форсировать события, если уже в других странах были прецеденты, когда городские власти или инвесторы под влиянием общественности сами меняли свои решения?
|