Итоги социально-экономического развития по СЗФО в 2006 году в основном показывают положительную динамику, по сравнению с 2005-м.
В Новгородской области индекс промышленного производства (ИПП) составил 102,8% благодаря устойчивой работе основных предприятий машиностроительного комплекса - ОАО `ОКБ-Планета`, ОАО `Старт`; деревоперерабатывающей отрасли - ЗАО `Волховец`, ООО `Шпат`. В Карелии он составил 103% к уровню 2005 года (при прогнозируемых 102%).
В Вологде и Вологодской области ИПП составил 105,5%; в Калининградской еще в I полугодии наблюдался рост в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 24,0%, но в целлюлозно-бумажном производстве продолжался спад - на 35,1%: зависимость этого региона от ввоза сырья ограничивает рост производства и развитие промышленности.
Хорошие показатели динамики промышленного производства в Республике Коми - 104,1%. В Архангельской области индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 92,5%; производство пиломатериалов сократилось на 9%, фанеры - возросло на 16,8%.
Главная проблема отечественной промышленности, подчеркивают эксперты, - недостаток инвестиций в основные фонды: ситуация особенно обостряется в преддверии вступления России в ВТО.
Лесопромышленный комплекс. 2006 год принес крупные перемены: был принят Лесной кодекс, с 1 января этого года он вступил в силу. Мнения отраслевиков относительно правил `новой жизни` серьезно разнятся. Одни говорят об уже появившихся положительных результатах - удалось привлечь серьезных инвесторов (International Paper), произошло перераспределение полномочий в сторону субъектов Федерации, лесные участки будут выделять победителям аукционов, а не конкурсов, как раньше.
Другие считают, что закон в новом виде может пошатнуть госсистему управления лесами, поставит многих некрупных арендаторов в безвыходное положение и приведет к росту безработицы.
Металлургия. Рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий в январе-сентябре 2006 года (по сравнению с соответствующим периодом 2005-го) составил 10,7%, в том числе металлургического производства - 8,5%. Лидером СЗФО продолжает оставаться ОАО `Северсталь` - Череповецкий металлургический комбинат.
Несмотря на позитивные результаты, список препятствий, мешающий успешному развитию отрасли, остается пока прежним: в отношении российской металлопродукции действуют ограничительные меры в ЕС, США, ЮАР, Латинской Америке, Австралии, других странах.
Не вполне благоприятным признан инвестиционный климат в металлопотребляющих отраслях (машиностроение, транспорт, строительство), отсутствуют прямые государственные решения по развитию этих секторов.
Судостроение. В 2006 году был реализован ряд крупных проектов: на ФГУП `Адмиралтейские верфи` сданы заказчику два танкера-продуктовоза, ведется строительство еще двух; ФГУП `ПО `Севмаш` и ФГУП `МП `Звездочка` продолжают работы по сооружению двух буровых платформ для арктического шельфа. ОАО `Выборгский судостроительный завод` сдало заказчику нефтеналивной танкер и ведет строительство еще одного танкера для Казахстана; в ОАО `Балтийский завод` продолжается строительство атомного ледокола `50 лет Победы` и двух ледоколов проекта 21900. Увеличился объем гособоронзаказа, который обеспечил рост производства (120% по различным оценкам).
Тем не менее, в целом по отрасли общий объем производства, по сравнению с 2005 годом, составляет около 75%, в том числе, по военному производству - 68 %, по гражданскому - 100%, по экспортному производству - 30%. Инвестиций по-прежнему не хватает, предприятиям требуется переоснащение. Около 60% строящихся судов состоит из импортных комплектующих, гражданских судов строят мало, но зато в военном кораблестроении ситуация оценивается экспертами как благополучная.
Автопром. Перешел от `отверточной сборки` к полноценному производству: на рынок СЗФО продолжают приходить иностранные компании. Конкуренция между мировыми лидерами автопрома - Peugeot, Hyundai, Mitsubishi и Ford, Toyota, Renault - обостряется. Борьба за потребителя в России уже началась и достигнет апогея к 2012 году, прогнозируют эксперты. Те иностранные производители, с которыми переговоры завершатся до вступления в ВТО, будут приходить на российский рынок, а по факту окончания переговоров о вступлении России в ВТО Минэкономразвития прекратит переговоры по организации в стране новых проектов по промышленной сборке автомобилей.
Россияне лучше покупают иномарки: за 2006 год их было куплено почти в два раза больше, чем отечественных автомобилей (автокредитование, лизинг), отечественный автопром стремительно теряет очки. В 2006 году государство поддержало автопром: были упрощены налоговые процедуры, внесены изменения в порядок, определяющий понятие `промышленная сборка` и устанавливающий применение этого понятия при ввозе на территорию России отдельных компонентов.
Мнения экспертов
Виктор Масалов,
директор по промышленной политике СПП Санкт-Петербурга:
- Вступление России в ВТО для отечественных производителей будет означать усиление конкуренции на отечественном и мировом рынках. Конкурентную среду на мировых рынках определяют транснациональные компании, пользующиеся огромной политической и экономической поддержкой соответствующих государств Европы и Америки, поэтому России давно необходима общегосударственная программа подготовки промышленности к вступлению в ВТО.
Для оценки конкурентоспособности продукции нужно воспользоваться показателем продаж, а не индексом промышленного производства (ИПП): он характеризует только изменение физического объема производства и не показывает, будет ли этот объем конкурентоспособным. Если продукция продана - значит она конкурентоспособна.
В 2005 году поставки продукции по экспорту выросли 1,9 раза (к 2000 г.). Только за 9 месяцев 2006-го объем поставки товаров на экспорт возрос в 1,5 раза.
Владимир Катенев,
президент Санкт-Петербургской ТПП:
- В экономике каждого региона, каждого предприятия есть свои уязвимые места, поэтому для экономики регионов последствия вступления в ВТО оцениваются по-разному.
Новые возможности для развития, на наш взгляд, получат наиболее конкурентные отрасли, такие как судостроение и машиностроение, пищевая промышленность, некоторые предприятия оборонной промышленности, и те предприятия, чья продукция ориентирована уже сегодня на внешний рынок.
В целом выиграют те отрасли, которые опираются на новые подходы и технологии.
Сергей Денисов,
министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия:
- Один из факторов, повлиявших на увеличение объемов промпроизводства в Карелии, - интегрированность большинства крупных предприятий в мировой рынок, где сохраняется благоприятная конъюнктура по большинству товаров, производимых в РК. Минэкономразвития РК провело анкетирование крупных и средних предприятий, чтобы оценить степень их готовности к работе в условиях присоединения России к ВТО.
Результаты показали, что вступление в ВТО не должно привести к резко негативному эффекту в экономике РК и ее внешнеэкономической деятельности. Экспортная направленность ведущих отраслей и предприятий должна частично нейтрализовать негативные последствия от нарастания конкуренции с импортом.
Трудности могут испытывать отдельные предприятия сферы производства или услуг, но не экономика в целом.