На недавнем форуме в Москве, который был посвящен проблемам внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), стало понятно: обратной дороги нет. В РФ намерены перейти на МСФО. Однако процесс этот, по-видимому, затянется. Российские правила бухучета будут медленно подтягивать под МСФО.
Правда, как заметила руководитель проекта IAB - IPFM `Открытой школы бизнеса` (Петербург) Юлия Свинцова, сама система МСФО не стоит на месте. И России в результате приходится догонять `уходящий поезд`. Это создает дополнительные сложности.
Кроме того, возникают дополнительные проблемы с обучением специалистов в сфере финансового учета. В РФ нет единого подхода к подготовке бухгалтеров по МФСО. Программ на рынке бизнес-образования - немало. Но при этом их составители нередко преследуют разные цели. Поэтому тем, кто намерен пройти курсы повышения квалификации, сложно разобраться, какую программу выбрать.
Во-первых, следует определить: придется ли бухгалтеру брать на себя дополнительные функции или достаточно следовать существующим инструкциям и ждать, когда будет составлен план внедрения МФСО в компании.
К сожалению, в РФ на бухгалтеров долгое время смотрели только как на исполнителей, которые выполняют многочисленные указания вышестоящих инстанций. Между тем их роль в фирмах, где внедряют современные методы
управления бизнесом и учета, усложняется. Бухгалтерам все чаще приходится принимать самостоятельные решения в рамках поставленных руководством задач. Есть тенденции к увеличению роли управленческих функций финансовых работников. А это, в свою очередь, зависит от уровня профподготовки.
Соответственно, в `Открытой школе бизнеса` предлагают двухуровневую систему обучения. Чтобы точнее определить выбор, можно пройти собеседование и тесты.
Начальный уровень составлен на основе рекомендаций Международной ассоциации бухгалтеров (IAB). Обучение - на русском языке. Те, кто закончит данный уровень и успешно сдаст квалификационные экзамены,смогут хорошо разбираться в принципах, заложенных в основу МСФО и получат базовые навыки применения МСФО на практике.
Следующий уровень включает в себя подготовку на основе требований института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Для получения квалификации этой профорганизации необходимо знание всех международных стандартов. Также выпускники курсов научатся трансформировать отчетность, составленную по российским правилам под требования МСФО.
На этих двух уровнях обучение - модульное. Используются дистанционные технологии, при которых основная часть времени отводится на самостоятельное изучение материалов. Занятия превращаются в тренинги, в процессе которых слушатели сосредотачиваются на решении практических задач. Проблемные вопросы можно обсуждать в режиме Интернет-конференций.
Планируется третий уровень программы подготовки специалистов, выводящий уже на те требования, которым должен отвечать финансовый менеджер. Здесь при обучении предполагается опираться, в том числе, на систему кейсов, основанных на разработках ведущих специалистов крупных западных корпораций, которые имеют опыт ведения отчетности по МФСО в условиях России и следят за всеми изменениями в системе финансового учета за рубежом.
Учебный процесс ненавязчив, основан на принципе сравнения того, что происходит `как всегда` и того, как следовало бы` поступить для принятия эффективных решений.
Юлия Свинцова считает, что российские школы бизнеса могли бы эффективнее вести подготовку специалистов, если бы в РФ были разработаны единые стандарты обучения по МФСО. Большую роль в установлении таких стандартов могли бы сыграть СРО (саморегулируемые организации).
Сегодня специалисты не только крупного, но и среднего бизнеса осознают, что без таких знаний сложно остаться на плаву на рынке труда и рассчитывать на дальнейшую карьеру.
|