Согласно данным Минпромэнерго России рост текстильного и швейного производства за январь - ноябрь 2006 года составил 107,5%, кожи и изделий из кожи и обуви - 113,7% (к соответствующему периоду 2005 года).
Такие высокие показатели достигнуты отраслью впервые за последние 6 лет. Официальные источники объясняют рост производства эффективностью принятых правительством мер по выводу `из тени` недобросовестных импортеров, осуществлением таможенно-тарифного регулирования (более 70 видов техоборудования освобождено от пошлин).
При этом смотреть в будущее с оптимизмом, утверждают эксперты, могут в основном крупные производители, образующие холдинги, торговые сети, то есть те, кто уже сегодня финансово и технологически экипирован.
На отмену пошлин на ввозимое техоборудование производители реагируют по-разному: одни одобряют, другие считают, что само оборудование нужно, только если предполагается наращивать производство, а это актуально для крупных компаний, которые и так уже наладили линии. Некрупные и мелкие производители не будут покупать даже такое более дешевое оборудование, потому что просто не имеют на это средств; у них - свой набор первоочередных проблем: высокие арендные ставки, дорогое сырье, но государство обещает помогать развиваться малым производителям хотя бы потому, что 23% продукции выпускается именно ими.
И крупные, и мелкие производители считают, что проблема не столько в недобросовестных импортерах, сколько в условиях наибольшего благоприятствования, которые им создаются в нашей стране. Продукция из Азии - низкой цены и качества, но имеет неплохой товарный вид и создает на рынке демпинг. Такие товары пользуются неизменной популярностью в провинциях, где уровень доходов населения очень низок.
Страны ЕС, входящие в ВТО, оградили себя от `торговой агрессии` азиатской продукции, увеличив ввозные пошлины и отменив квоты, когда пришло понимание, что импорт угрожает местным производителям. Потому наши отраслевики, даже средние и мелкие, ждут вступления России в ВТО; они уверены, что проблемы, которые не смогла оперативно решить наша система, при ВТО они решат сами.
Кожевенно-обувная промышленность. Отраслевики оценивают ушедший год как крайне непростой: росли цены на кожевенное сырье (по различным оценкам почти в 2 раза), стремительно увеличивались и другие расходы - на зарплату, энергоресурсы, химматериалы. Основной причиной роста цен на сырье эксперты называют увеличение объемов экспорта кожсырья в виде `вет-блю` (полуфабрикат для пошива одежды и обуви, получаемый в процессе переработки шкур крупного рогатого скота). Если Правительство РФ вскоре примет решение об увеличении экспортной пошлины на `вет-блю`, то рост цен на кожсырье замедлится, а объемы производства кож для отечественной промышленности - вырастут. Ужесточение таможенной политики снизило ввоз `теневой` обуви, но незначительно, признают отраслевики.
Производство обуви выросло на 10,5%, но аномально теплый зимний сезон нанес ощутимые убытки как производителям, так и продавцам: даже скидки, устроенные по случаю `несезона`, не помогают исправить положение.
По-прежнему увереннее могут чувствовать себя на рынке российские ритейлеры (`Эконика`, `Терволина`, Ralf Ringer, `Золотой Замок`), а не производители; хотя некоторые могут рассчитывать и на рост производства, и на развитие. Например, петербургской компании ООО `Лигаре`, которая делает ремни с 1995 года, в 2005-м предложила сотрудничество американская компания BB1, которая занимается дизайном аксессуаров и владеет сетью одноименных магазинов. Теперь в ООО `Лигаре` производят ремни совместно с BB1 и распространяют продукцию через сетевиков.
Текстиль, одежда. Рост текстильного производства был отмечен и на территории СЗФО, и по России в целом: (112,1% к 2005 году), он напрямую связан с увеличением выпуска шелковых (на 8,3%), льняных тканей (на 8,8%). Но на мировом рынке Россия по-прежнему представлена слабо, доля легпрома в ВВП не дотягивает даже до 1%, и улучшения ситуации приходится ждать только с вступлением России в ВТО. Снижение выпуска хлопчатобумажных (на 0,7%) и шерстяных тканей (на 7,7%) ударит в основном по отечественным производителям, так как они ориентируются на это наше недорогое сырье. Спад производства трикотажных изделий (на 4,5%) эксперты объясняют присутствием более дешевого импортного сырья. Увеличение выпуска льна (на 8,8%) позволит нарастить и экспорт этого продукта в ЕС, где он пользуется спросом.
Производство готовой продукции также выросло: костюмы (на 3,1%), верхние сорочки (на 4,1%), шубы (на 28,6%). Крупные производители (`Мэлон Фэшн Груп`, ФОСП/Fashion Park Co. Ltd., `Большевичка`) расширяют производство, сбыт. Некрупные столичные и региональные производители или совмещают работу на экспорт с производством для местных покупателей (ООО `Скара`, Великий Новгород), или ориентируются только на местных потребителей, позиционируясь как `качественные и недорогие` (ЗАО `Аккорд`, Петрозаводск; компания `Экспотекс`, Иваново; торговая марка `Веллен`, Великий Новгород; ООО `От Крилони`, Петербург).
Мнения экспертов
Хазраил Боров,
генеральный директор ООО `Ди Бора`:
- Сегодня отечественный производитель находится под жестким прессом: поставляется много некачественной дешевой обуви из Азии, которая создает на рынке демпинг. Если таможенные законы относительно Китая и Турции не будут пересмотрены, то производителям придется думать о выживании, а не о наращивании производства. Те наши производители, кто пытался работать, как китайцы (переняли технологии, лекала, выпускали обувь низкого качества для удешевления продукта), - разорились, потому что по качеству это была такая же некондиция, а выдержать себестоимость на уровне китайской не получалось.
Хорошее сырье достать сложно. Например, кожа: раньше ее производил завод в Ярославле, но с тех пор как исчезли многие независимые отечественные поставщики, наши производители вынуждены покупать более дорогое сырье за границей.
ВТО уравняет шансы зарубежных и наших добросовестных производителей, и тогда китайская продукция постепенно уйдет с рынка.
Михаил Уржумцев,
генеральный директор ОАО `Мэлон Фэшн Групп`:
- В условиях ВТО многим компаниям придется перестраиваться. Но если рассматривать вертикально-интегрированные компании в легкой промышленности, то все они уже работают в условиях жесточайшей конкуренции, так как большинство мировых крупных игроков - компаний, предлагающих качественную и красивую одежду или обувь - давно присутствуют на российском рынке. Прошел момент, когда можно было бы позволить себе расслабиться и почивать на лаврах.
Если правила игры будут для всех компаний одинаковыми, то к моменту вступления России в ВТО на рынке будут развиваться те, кто предложит покупателю наиболее `вкусную` концепцию. А производственные компании, которые выстраивали свою деятельность за счет давальческих заказов, видимо, будут существовать не хуже, чем сегодня.
Для нашей компании 2006 год был ознаменован укреплением позиций в обеих столицах и регионах России. За это время мы открыли 11 магазинов собственной розничной сети и 20 в сотрудничестве с франчайзи партнерами.
Гавриил Навроцкий,
генеральный директор компании Fashion Park Co.Ltd:
- Я поддерживаю позитивную оценку результатов развития российской легкой промышленности в 2006 году и дальнейших ее перспектив. Сегодня в современном российском обществе присутствуют основные факторы, которые могут обеспечить полноценное развитие отрасли: рост доходов населения, появление качественных торговых площадей, снижение психологического неприятия покупателями продукции, произведенной в России, активное инвестирование отрасли (Запад, Россия), поддержка отрасли со стороны государства.
Легпром не вполне готов к вступлению России в ВТО по используемому оборудованию, применяемым технологиям, уровню кадров. Есть множество внутренних отраслевых проблем, которые производители продолжают решать самостоятельно: товарные остатки, жесткая конкуренция с западными и российскими сетями, высокая арендная плата на торговую недвижимость. Как и во все времена, рассчитывать нужно в первую очередь на себя; искать конкурентные преимущества - задача каждой компании.
|