На Северо-Западе России в ближайшее время будет построен новый нефтепровод. На сей раз намечено миновать Белоруссию, если точнее - переключить на новый нефтепровод Унеча-Себеж-Великие Луки-Новгород-Приморск протяженностью свыше
300 км ту нефть, что ныне перекачивают из России в страны Европы через Белоруссию.
Этот проект официально предложен в конце декабря
2006 года, а после недавних высказываний А. Лукашенко о возможности восстановления пошлин на транзит российской нефти он стал вполне предметным.
Но, по многим оценкам, в бассейне Финского залива произойдет чрезмерное сгущение нефтеэкспортных потоков, так как к Приморскому терминалу перекачивают нефть и по Балтийской трубопроводной системе. Да и расстояние от Приморска, например, до Польши или Германии более значительное в сравнении с белорусским нефтепроводным маршрутом.
Потому может быть более целесообразным нефтепроводное ответвление из Латвии через Литву к Калининграду, которое планировали еще в 1970-е годы, или сооружение 300-километровой трубопроводной ветки из Псковской области в Калининград через Латвию и Литву. Калининградский терминал намного ближе к Германии и Польше, чем Приморский. К тому же возможно продление нефтепровода из Калининградской области в Польшу, то есть подключение его к польско-германской нефтепроводной системе.
Планируют также построить нефтепровод Латвия-Литва-Польша, который по кратчайшему маршруту может соединить РФ с европейскими странами. Впрочем, выбор здесь и политический, ибо упомянутый маршрут зависит от взаимоотношений России с Латвией и Литвой. Но их давнее стремление `отобрать` белорусский транзит российской нефти наверняка благоприятно скажется на климате российско-прибалтийских отношений.
|