Осмысление прошлого некоторые наблюдатели называют работой над ошибками. Без такой работы не усвоить пройденное, а значит - невозможно двигаться вперед. Свой анализ экономического года Петербурга директор петербургского филиала Высшей школы экономики, профессор Александр Ходачек начал с положительных моментов.
- Главной особенностью года я бы назвал рост доходной части городского бюджета - более чем на 50%. Еще одна особенность - приход в город новых иностранных инвесторов. По количеству иностранных инвестиций Петербург опережает другие города РФ. Сюда пришли крупнейшие мировые производители автомобилей - японские `Тойота` и `Ниссан`, американская `Дженерал Моторс`. Не случайно северную столицу сегодня называют будущим российским Детройтом.
Можно уже назвать тенденцией перерегистрацию у нас крупных компаний с государственным участием. Тенденция обозначилась в 2005 году и в 2006-м - продолжилась. В Петербурге зарегистрировались `Газпромнефть`, `Трансаэро`, `Транснефтепродукт`, `Совкомфлот`, создается топливно-энергетическая биржа. Городская казна в значительной степени пополняется за счет их налоговых поступлений.
Еще одна тенденция - реализация крупных проектов, среди которых Морской фасад, Балтийская жемчужина, Новая Голландия, КАД, КЗС, ряд других, которые строятся как на средства частных инвесторов, так и за счет средств федерального бюджета. Реализация крупных проектов, в том числе и новых, продолжится и в 2007 году.
- Есть мнение, что Петербург превращается в город рантье, то есть мы живем не за счет производства, а за счет компаний, которые сюда пришли, но они имеют здесь только офисы. В долговременной перспективе бюджет города может стать зависимым от конъюнктуры мировых цен на нефть...
- Действительно, важно, что компании переводят в город свои офисы. Но у этого явления - две стороны. В регионах, откуда компании уходят, снижаются доходы бюджета. Приходится замещать эти средства из внутренних источников либо получать упущенные суммы из федерального бюджета. И то и другое реализовать сложно. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда эти компании в одночасье соберутся уйти. В этом случае бизнес уйдет, а вместе с ним - и доходы, на которые мы рассчитывали.
- А иной путь увеличения доходной части бюджета есть?
- Безусловно, и прежде всего - развивать свой реальный сектор экономики, сферу услуг, малый бизнес, которые бы позволили пополнять бюджет за счет постоянных источников. А у нас в 2006 году снизились объемы производства. По ряду отраслей произошел даже спад. Сократилось производство паровых турбин, сварочного оборудования, вагонов.
Настораживает ситуация с малым бизнесом, которая была связана с ликвидацией ларечной торговли, в том числе в 50-метровой зоне вокруг станций метро. Повлияли также изменения местного законодательства по аренде помещений. Это негативно сказалось на деятельности малого предпринимательства.
Среди факторов, ухудшающих состояние условий городской среды, я бы назвал и ситуацию, связанную с дорожным движением. Это уже хронические пробки на дорогах. Это плохая работа городского транспорта. Имея большие средства, городская власть основное внимание уделяла крупным проектам. КАД, КЗС - это хорошо. Но до сих пор не создана автоматизированная система управления дорожным движением, нет приоритетных полос движения для пассажирского транспорта, нет магистралей непрерывного движения, нет системы парковок и паркингов...
Во всех этих вопросах отставание составляет 20 и более лет, хотя реализация этих проектов была намечена еще в рамках старого генплана.
- А как вы могли бы оценить реформу городского пассажирского транспорта?
- Ну, это не реформа, а перераспределение объемов среди перевозчиков. В результате конкурса ушли перевозчики, у которых тариф был ниже установленного властями - 10-11 рублей. Значит, и при такой цене можно было работать рентабельно.
Потому надо серьезно думать о Генеральной схеме развития городского пассажирского транспорта, как это заложено в новом генплане развития города с той точки зрения, что многие маршруты действительно должны быть укорочены.
- Какую оценку вы могли бы поставить городскому правительству?
- Успешный имидж городской власти складывается по тому, как работает городской транспорт, как город обеспечен лекарствами, как обслуживают в поликлиниках и больницах, какова криминогенная обстановка. Тут еще многое предстоит сделать.
|