Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Петербург: эйфории быть не должно - ЭиВ N 4 (639)
РЕФОРМЫ
Петербург: эйфории быть не должно
No. 4 (639) 05.02.2007
Беседовала Нелли БОГОРАД
Осмысление прошлого некоторые наблюдатели называют работой над ошибками. Без такой работы не усвоить пройденное, а значит - невозможно двигаться вперед. Свой анализ экономического года Петербурга директор петербургского филиала Высшей школы экономики, профессор Александр Ходачек начал с положительных моментов.

- Главной особенностью года я бы назвал рост доходной части городского бюджета - более чем на 50%. Еще одна особенность - приход в город новых иностранных инвесторов. По количеству иностранных инвестиций Петербург опережает другие города РФ. Сюда пришли крупнейшие мировые производители автомобилей - японские `Тойота` и `Ниссан`, американская `Дженерал Моторс`. Не случайно северную столицу сегодня называют будущим российским Детройтом.

Можно уже назвать тенденцией перерегистрацию у нас крупных компаний с государственным участием. Тенденция обозначилась в 2005 году и в 2006-м - продолжилась. В Петербурге зарегистрировались `Газпромнефть`, `Трансаэро`, `Транснефтепродукт`, `Совкомфлот`, создается топливно-энергетическая биржа. Городская казна в значительной степени пополняется за счет их налоговых поступлений.

Еще одна тенденция - реализация крупных проектов, среди которых Морской фасад, Балтийская жемчужина, Новая Голландия, КАД, КЗС, ряд других, которые строятся как на средства частных инвесторов, так и за счет средств федерального бюджета. Реализация крупных проектов, в том числе и новых, продолжится и в 2007 году.

- Есть мнение, что Петербург превращается в город рантье, то есть мы живем не за счет производства, а за счет компаний, которые сюда пришли, но они имеют здесь только офисы. В долговременной перспективе бюджет города может стать зависимым от конъюнктуры мировых цен на нефть...

- Действительно, важно, что компании переводят в город свои офисы. Но у этого явления - две стороны. В регионах, откуда компании уходят, снижаются доходы бюджета. Приходится замещать эти средства из внутренних источников либо получать упущенные суммы из федерального бюджета. И то и другое реализовать сложно. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда эти компании в одночасье соберутся уйти. В этом случае бизнес уйдет, а вместе с ним - и доходы, на которые мы рассчитывали.

- А иной путь увеличения доходной части бюджета есть?

- Безусловно, и прежде всего - развивать свой реальный сектор экономики, сферу услуг, малый бизнес, которые бы позволили пополнять бюджет за счет постоянных источников. А у нас в 2006 году снизились объемы производства. По ряду отраслей произошел даже спад. Сократилось производство паровых турбин, сварочного оборудования, вагонов.

Настораживает ситуация с малым бизнесом, которая была связана с ликвидацией ларечной торговли, в том числе в 50-метровой зоне вокруг станций метро. Повлияли также изменения местного законодательства по аренде помещений. Это негативно сказалось на деятельности малого предпринимательства.

Среди факторов, ухудшающих состояние условий городской среды, я бы назвал и ситуацию, связанную с дорожным движением. Это уже хронические пробки на дорогах. Это плохая работа городского транспорта. Имея большие средства, городская власть основное внимание уделяла крупным проектам. КАД, КЗС - это хорошо. Но до сих пор не создана автоматизированная система управления дорожным движением, нет приоритетных полос движения для пассажирского транспорта, нет магистралей непрерывного движения, нет системы парковок и паркингов...

Во всех этих вопросах отставание составляет 20 и более лет, хотя реализация этих проектов была намечена еще в рамках старого генплана.

- А как вы могли бы оценить реформу городского пассажирского транспорта?

- Ну, это не реформа, а перераспределение объемов среди перевозчиков. В результате конкурса ушли перевозчики, у которых тариф был ниже установленного властями - 10-11 рублей. Значит, и при такой цене можно было работать рентабельно.

Потому надо серьезно думать о Генеральной схеме развития городского пассажирского транспорта, как это заложено в новом генплане развития города с той точки зрения, что многие маршруты действительно должны быть укорочены.

- Какую оценку вы могли бы поставить городскому правительству?

- Успешный имидж городской власти складывается по тому, как работает городской транспорт, как город обеспечен лекарствами, как обслуживают в поликлиниках и больницах, какова криминогенная обстановка. Тут еще многое предстоит сделать.

Другие материалы рубрики
РЕФОРМЫ
28.04.08Зима спросит строго
То, что предсказывали эксперты, свершилось: вологодские коммунальщики забили тревогу в связи с появлением на рынке услуг управляющих компаний
28.04.08ТСЖ создали - льготы потеряли
28.04.08Пока отделались штрафом
28.04.08Ветер перемен коснулся ЖКХ
Председатель Госкомитета Республики Карелия по реформированию ЖКХ Владимир Корягин подвел итоги 2007 года в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
14.04.08Умыкание тепла?
На вологодский рынок теплоэнергии, похоже, приходят западные игроки
14.04.08Газ придет на юго-запад Псковщины
14.04.08Дальнобойщики Коми объединяются
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru