Строители не вступали в сговор для вздутия цен. У антимонопольных и правоохранительных ведомств, заявили на январской пресс-конференции представители `Союзпетростроя`, нет для подобных обвинений оснований. В свою очередь, за рост цен ряд строительных компаний упрек переадресует властям.
Причем в правительстве Петербурга не хотят признать тревожные тенденции, которые сложились в отрасли. В Комитете по строительству манипулируют статистикой. На такие выводы наталкивает сравнение динамики продаж и сдачи в эксплуатацию квартир в новых домах.
Дома сданы... условно
В докладе губернатора Петербурга Валентины Матвиенко указывается, что в 2006 году сдано, по предварительным данным, 2,4 млн кв. метров жилья (+4,5% к 2005 году). Смущает, что на 7 декабря 2006-го было принято немногим более 1 млн кв. метров жилья. Все остальное - за последующие дни декабря. Фактически власть поощрила штурмовщину к концу года.
В `Союзпетрострое` не исключают, что часть сданного жилья оказалась сданной только условно. Реального подключения к инженерным сетям еще нет. Иными словами, жить в таких домах нельзя. В этих домах может оказаться масса недоделок. Но на них, по сути, объявлена амнистия при приемке.
Впрочем, в ряде строительных компаний, которые не входят в `Союзпетрострой`, не видят в этом проблемы. Наоборот, от этого выигрывают как застройщики, так и дольщики: ведь стоимость содержания дома до приемки обходится значительно дороже. А для устранения недоделок потребуется не более трех месяцев. Потому такая практика не идет вразрез с надзорными требованиями. Это один из способов снятия административных барьеров, стимулирующих расширение предложения квартир на рынке.
Кто вздувает цены?
Другой повод для недовольства `Союзпетростроя` - поправка в закон, из которой вытекает ликвидация конкурсной комиссии. Ее функции в таком случае передают Комитету по строительству Петербурга. Такая политика приведет к вымыванию части строительных компаний с рынка.
Ведь практика проведения конкурсных процедур по выделению пятен под застройку уже практически создает такие условия, которые отсекают малые и средние фирмы от победы на них. Кроме того, прессинг от налогов, сборов и платежей бюджетным организациям не позволяет им нормально развиваться.
Возникает альтернатива: или доступное жилье, или пополнение госбюджета за счет застройщиков, которые, в свою очередь, вынуждены перекладывать часть своих расходов на инвесторов, что вызывает неизбежный рост цен.
Однако в списке строительных компаний, на которые поступали жалобы от дольщиков на невыполнение договорных обязательств, составленном в Комиссии по недвижимости `Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти`, есть как члены `Союзпетростроя`, так и те, кто не входит в него.
Выяснение обстоятельств жалоб указывает, что многие из них вытекают из непрозрачности взаимоотношений между участниками строительства домов. Это затрудняет экспертизу рисков дольщиков при заключении договоров на приобретение квартир.
Это заставляет предположить, что существование `Союзпетростроя` на нынешнем этапе не гарантирует безопасности инвестиций в возведение жилья, хотя эта организация и претендует на роль одного из ведущих `саморегуляторов` сектора домостроения. И если в Комитете по строительству с помощью экономических рычагов пытаются отрегулировать деятельность рынка, то, с точки зрения безопасности дольщиков, ухудшения условий не происходит.
Непрозрачный рынок
На строительном рынке, как выясняется, немало таких компаний, о которых сложно навести справки. Еще хуже обстоит дело с субподрядчиками. Нередко отношения с ними строятся едва ли не на устных договоренностях, а оплата услуг идет наличными. При этом в залог получения субподрядчиками фактически берется часть квартир в новостройках, что повышает риски потерь дольщиков.
Все это указывает на то, что процессы, происходящие на первичном рынке, не следует трактовать прямолинейно. Однако неоспоримо одно: общие тенденции, которые сложились в предыдущие годы, преломить пока не удалось. И в 2007-м особых изменений ждать не приходится.
Мнения специалистов
Майкл Миллер,
исполнительный директор ЗАО `Компакт`:
- Реализовать строительные проекты в Петербурге становится все труднее. Сохраняется и высокий уровень рисков: составленные бизнес-планы ежегодно корректируют. Ведь при реализации проектов объемы инвестиций меняются.
Государство могло бы эффективнее регулировать строительный рынок. В частности, доля средств, вложенных в госзаказы, на Западе составляет 40-50% от оборота застройщиков. В Петербурге - примерно 12%. Это влияет на структуру рынка.
Леонид Костин,
финансовый директор ЗАО `ДСК-3`:
- Сегодня немало говорят о росте стоимости жилья. А ведь дома, которые сейчас достраивают, начинали возводить при прежнем правительстве. Тогда затраты на передачу прав на строительство компаниям оценивали в $30. В 2006 году они выросли вдесятеро.
Сегодня бюджет получил доход от строительного рынка. Завтра за это заплатит покупатель. Многие строители, видя, какая складывается в Петербурге ситуация, уходят в Ленобласть. Там инфраструктурные затраты ниже.
Павел Горячкин,
президент Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве:
- Фразу о доступности жилья многие жители Петербурга воспринимают сейчас не иначе как с усмешкой. Город занял второе место после Москвы по уровню цен на жилье, а по темпам их роста - первое. В целом по РФ практически во всех крупных городах цена 1 кв. метра перевалила за $1 тыс., стоимость квартир в домах массовых серий увеличилась, по сравнению с 2006-м, на 44%. При этом цены на стройматериалы выросли лишь на 20%.
Однако, видя, что творится на строительном рынке, поставщики стройматериалов в 2007 году, вероятно, постараются соответственно поднять цены. В результате рост цен на жилье может превысить динамику расширения предложения на рынке строительства жилья.
|