Муниципальная реформа в Великом Новгороде началась 3 года назад с эксперимента. Представители местной власти, заявляющие о своей готовности поддерживать инициативы населения, решили начать демократические преобразования с себя. За основу проекта `ближе к народу` был взят опыт мэрии Страсбурга, где работа с обращением граждан строится по принципу районных мэрий.
Так, в Великом Новгороде появились отделы-центры по работе с населением, основными задачами которых стали `разбюрокрачивание` городской системы управления, улучшение качества обслуживания горожан по месту их жительства, поддержка местных инициатив новгородцев путем взаимодействия cпециалистов этих центров с активом микрорайонов.
Для эксперимента были выбраны две территории, разные по площади, численности, социальному составу населения: одна - в старой части города, где средний возраст жителей 55 лет, другая - в спальном районе с относительно молодыми жителями.
Первый этап проекта был сопряжен с серьезными трудностями. Опыт работы такого рода, когда чиновник подробно знакомится с проблемами конкретной территории и ее жителей и решает их совместно с населением, отсутствовал не только в Новгородской области, но и вообще в России.
Поначалу новгородцы воспринимали мини-мэрии не как реальную помощь, а как еще одно препятствие между населением и администрацией города. Переубеждать их пришлось путем выстраивания доверительных отношений с инициативными группами жильцов, членами уличных комитетов.
`Мы понимали, что люди будут сотрудничать с мини-мэриями только в том случае, если это сотрудничество будет отвечать их собственным интересам. Потому было важно оценить ситуацию в микрорайонах не глазами чиновников, а глазами жителей, узнать их проблемы. Мы организовали сбор информации по основным вопросам содержания зданий, работы ЖКХ. Информацию анализировали и направляли в те подразделения администрации города, в компетенции которых - их решение`, - сообщил Сергей Яковлев, заведующий центром по работе с населением по месту жительства `Восточный` комитета муниципальной службы администрации Великого Новгорода.
Постепенно до новгородцев стал доходить смысл работы мини-мэрий, созданных в поддержку развития самоуправления на уровне микрорайонов, для координации работы подразделений администрации города в соответствии с потребностями горожан.
Не случайно значительное место в работе центров занимает прием населения, решение их проблем `по свежим следам`. По словам Сергея Яковлева, на подавляющее большинство вопросов, с которыми новгородцы приходят в мини-мэрии, ответ можно получить на месте. Многие из них жильцы решают самостоятельно, заручившись поддержкой мини-мэрий.
Сегодня в Великом Новгороде создано уже 8 центров по работе с населением по месту жительства. Статистика показывает, что с территорий, где расположены центры, население реже обращается непосредственно в муниципалитет. Их визиты к городским чиновникам, по сравнению с предыдущими годами, сократились почти на 25%. При этом в центры по месту жительства люди обращаются в 2 раза чаще, чем прежде.
Следующим этапом развития муниципальной реформы и местного самоуправления в Великом Новгороде станет программа обучения актива микрорайонов, старших по домам в рамках проекта `Наш город - наш дом`, занявшего первое место на региональном уровне Всероссийского конкурса социальных проектов. Благодаря этой программе 50 активистов получат консультации по тематике управления жилищным фондом, земельных отношений.
По мнению Александра Жуковского, директора Новгородского центра региональных и муниципальных исследований `Диалог`, главным результатом деятельности центров по работе с населением по месту жительства стало преодоление пассивности новгородцев в решении городских проблем, а также повышение ответственности исполнительной власти перед жителями города. Именно на базе таких центров могут успешно сосуществовать органы территориального общественного самоуправления разного уровня.
|