Данные проанализированы в преддверии обсуждения проводимой сегодня политики межбюджетных отношений в рамках подготовки к Всероссийской конференции `Стратегия регионального развития России`, которую намечено провести 2 февраля.
По данным Минрегионразвития РФ, объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в январе-октябре 2006 года достиг почти 440 млрд руб. Эта сумма в среднем по стране составляет 14,61% в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ.
`Тем не менее анализ социально-экономических показателей показывает, что неравномерность в развитии субъектов РФ продолжает сохраняться, а проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов`, - отмечается в сообщении министерства.
Только 16 субъектов РФ из 87 могут в ближайшее время уйти от дотационности. Это Москва и Петербург, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Агинский Бурятский и Ханты-Мансийский автономные округа, Пермский край, Республика Коми, Тюменская, Самарская, Липецкая, Вологодская, Свердловская, Ленинградская, Ярославская, Челябинская, Оренбургская области. В 2006 году они имели в консолидированных доходах своих бюджетов менее 10% федеральных средств.
Отметим, что 5 субъектов в этой группе представляют Северо-Запад, что говорит о высокой бюджетной защищенности этих территорий и СЗФО в целом.
Еще в 37 субъектах РФ (в том числе 5 из них входят в СЗФО) дотации из федерального бюджета оказались в пределах от 10% до 30%.
В диапазоне от 30% до 40% составили средства федерального бюджета в консолидированных бюджетах 10 субъектов РФ, в том числе на Северо-Западе - Псковской области.
В 11 субъектах РФ финансовая помощь из федерального бюджета составила от 40% до 60%. В Республиках Северная Осетия-Алания, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Корякском АО - более 60%. Более 70% - в Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай, Усть-Ордынском Бурятском АО.
В Чеченской Республике и Республике Ингушетия объем дотаций составил более 80%.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Это самый крупный фонд; согласно федеральному бюджету на 2006 год Фонд финансовой поддержки был утвержден в размере 228,2 млрд руб. За период январь-октябрь 2006 года из этого фонда субъектам РФ перечислено дотаций в объеме 201,7 млрд руб. (88,4%).
В 2007 году впервые из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ выделяется 9 млрд руб. на стимулирование регионов, развивающих собственную доходную базу.
`В настоящее время, - подчеркивается в сообщении Минрегионразвития, - отдельные ведомства сами себе формулируют цели своей деятельности. Главные распорядители бюджетных средств не всегда понимают и правильно оценивают истинную задачу своей деятельности. Среднесрочные финансовые планы составляются субъектами РФ отдельно от собственных стратегий социально-экономического развития. На федеральном уровне также нет примера, который показал бы, каким образом это должно быть взаимосвязано. Решить эту проблему можно за счет установления минимального уровня бюджетной обеспеченности. Во многих государствах именно этот уровень является законодательно установленной целью межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов`.
Финансовая помощь из федерального бюджета в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-октябре 2006 года (выборка по СЗФО)
Ненецкий АО - 1,42%
Петербург - 5,30%
Республика Коми - 5,32%
Вологодская обл. - 5,52%
Ленинградская обл. - 6,48%
Республика Карелия - 17,21%
Калининградская обл. - 17,71%
Новгородская обл. - 20,12%
Мурманская обл. - 22,24%
Архангельская обл. - 26,89%
Псковская обл. - 33,62%
|