В Петербурге хотят развивать государственно-частное партнерство (ГЧП) с частными перевозчиками пассажиров. Но благие намерения тормозит федеральное законодательство.
Городские власти основную цель такого партнерства видят в том, чтобы отрегулировать пассажироперевозки по единым городским стандартам и оптимизировать маршрутную сеть. А частные перевозчики, которые готовы по ним работать, хотят получить долгосрочные контракты, позволяющие им планировать расходы на дальнейшее развитие пропорционально объемам оказанных городу услуг.
Отсюда - идея проведения конкурсов на маршруты автобусных пассажироперевозок, первый из которых уже проведен. Предполагалось, что его условия смогут выполнить не менее 14 частных компаний. Но победителей оказалось всего шесть. Им, кроме коммерческих трасс, достался 221 социальный маршрут. На эти маршруты они ежедневно выводят до 686 автобусов. Конкурс обеспечил работой эти компании до 2010 года.
Обязательства победителей
Фактически победители конкурса обязаны работать на тех же условиях, что и ГУП `Пассажиравтотранс`. Это касается подготовки водителей и подвижного состава к выходу на линию. Вынуждены победители также согласовывать типы используемых автобусов, соблюдать расписание движения на социальных маршрутах и нести ответственность перед пассажирами за последствия аварий. Это касается как социальных, так и коммерческих перевозок.
Все остальные перевозчики могут экономить на эксплуатационных расходах в ущерб обеспечению безопасности пассажиров. Они не связаны обязательствами относительно того, в каком виде автобусы выходят на линию. Достаточно того, чтобы они были технически исправны. Качество оказания услуг пассажирам - на усмотрение владельцев автобусов. Работа подвижного состава организована так, что при любом ДТП во всем окажутся виноваты только водители. А с них ущерб пострадавшим от аварии взыскать очень сложно.
В правительстве Петербурга отмечают положительные результаты от реформы на пассажирском транспорте. Частными перевозчиками закуплен подвижной состав большой вместимости на 2 млрд руб. В итоге на социальные маршруты сегодня выходит вместе с парком ГУП `Пассажиравтотранс` 1,74 тыс. машин. На ряде линий сократились интервалы движения автобусов.
Кроме того, для использования на коммерческих маршрутах приобретено 593 новых автобуса, в том числе 246 автобусов средней вместимости. Победители конкурса представили и планы обновления подвижного состава в дальнейшем. По предварительным данным, на линии выйдут еще несколько сотен современных автобусов, сертифицированных для пассажирских перевозок.
Неравная конкуренция с `нелегалами`
Неравенство условий конкуренции на коммерческих маршрутах возмущает победителей конкурса. Но они вынуждены терпеть, пока не будут внесены поправки в федеральное законодательство, касающееся регулирования порядка пассажироперевозок.
На эту тему властями Петербурга подготовлен целый пакет предложений, из которых достаточно двух-трех принципиальных уточнений в законы РФ, чтобы дальнейшая участь проигравших была предрешена. Тут все зависит от степени поддержки Минтранса РФ и того, какую позицию займут депутаты Госдумы.
Ситуация непростая: во-первых, в глубинке рентабельность коммерческих маршрутов пассажироперевозок невысокая. Привлечь дополнительный подвижной состав сложно. Потому проблема регулирования маршрутных сетей на уровне субъектов РФ характерна лишь для ряда крупных городов, где на улицах образуются `пробки` из-за перегрузки автомобилями.
Во-вторых, поправки в законы могут разорить множество малых и даже средних компаний, что не вызывает у целого ряда депутатов сочувствия...
Трехуровневая система управления
Еще одно направление реформы в Петербурге - создание трехуровневой системы управления пассажироперевозками. Смысл новшества - в создании единого центра координации и планирования объемов пассажироперевозок, а также расчетов потребности в их бюджетном финансировании. Для этого в марте 2005 года Центральное агентство городского пассажирского транспорта преобразовали в ГУП `Организатор перевозок`, по наследству к которому перешли прежние функции агентства (реализация проездных билетов).
Но с этого момента за Комитетом по транспорту оставили только общее руководство развитием транспортной системы Петербурга. А непосредственную работу с перевозчиками и регулирование маршрутной сети досталось ГУП `Организатор перевозок`. В 2007-м ему также предполагается передать содержание всех остановок и конечных станций автобусов.
Не исключено, что ГУП в перспективе поручат курировать и внедрение интеллектуальной транспортной системы Петербурга.
|