В Великом Новгороде с 15 января одна поездка в автобусах и троллейбусах общего пользования стоит теперь 10 руб. вместо прежних 8 руб. Стоимость месячного проездного билета возросла с 380 руб. до 460 руб.
Один из крупнейших частных перевозчиков ОАО `Новгородский таксопарк` увеличил стоимость поездки в маршрутном такси с
10 руб. до 12 руб. Председатель комитета по транспорту и связи администрации Великого Новгорода Владимир Сарин назвал непопулярные меры вынужденными, связанными, главным образом, с ростом цен на энергоносители.
Прошлогоднее апрельское повышение цен на транспорт не решило финансовых проблем местного муниципального перевозчика МУП ПАТ-2, чьи доходы за прошедший год не превысили 24 млн руб., кредиторская задолженность составляет 10 млн руб., а подвижной состав изношен на 94%.
Не допустить развала транспортной инфраструктуры власти вновь решили за счет населения, отреагировавшего на новые тарифы снижением спроса на единые проездные билеты, цена на которые повысилась не только для работающих новгородцев, но и для пенсионеров, школьников и студентов.
При этом, по словам директора МУП ПАТ-2 Игоря Фокина, повышение цен не позволит решить самую больную проблему предприятия - обновление автобусного парка, 82,4% машин которого полностью выработали срок амортизации. Сегодня по новгородским улицам не столько бегают, сколько скрипят, ежедневно перевозя более 320 тыс. пассажиров, всего 205 автобусов и 39 троллейбусов.
Едва живы работающие еще с советских времен, не единожды капитально ремонтированные `икарусы`. Подходят к концу сроки эксплуатации купленных восемь лет назад на кредиты Всемирного банка реконструкции турецких `мерседесов` большой и особо большой вместимости. Приобретенные в течение последних пяти лет 28 автобусов ПАЗ, МАЗ 103 и КАМАЗ-НЕФАЗ, 2 новых и 4 капитально отремонтированных троллейбуса не делают `погоды` на новгородских улицах.
Транспортный вопрос, с особой остротой встающий в районах новостроек, можно решить только благодаря серьезным инвестициям. По подсчетам Игоря Фокина, на модернизцию муниципального автотранспорта необходимо более
600 млн руб. - сумма неподъемная ни для бюджета предприятия, ни для бюджета города. Отдавать муниципальный транспорт на откуп частникам муниципальные власти не хотят.
С приходом на рынок 6 частных автоперевозчиков транспортное обслуживание в городе несколько улучшилось, при этом доходы ПАТ-2, контролирующего 85% рынка, упали в среднем на 15%.
Геннадий Александров, генеральный директор ОАО `Новгородский таксопарк` - предприятия, обеспечившего новгородские улицы `маршрутками`-`газелями`, уверен, что транспортную проблему необходимо решать комплексно - с учетом нового генерального плана застройки города и перспектив его социально-экономического развития, доходов населения и возможностей самих перевозчиков.
По его мнению, основную нагрузку должен по-прежнему нести муниципальный общественный транспорт, эффективную работу которого обеспечат не только модернизация подвижного состава и эффективное управление. Транспортная проблема новгородцев - не столько в ломающихся автобусах, но и в разбитых дорогах, нехватке транспортных развязок, мостов, на реконструкцию которых нужны средства, во много раз превосходящие потребности ПАТ-2.
Речь идет о миллиардах рублей, которые власти надеются получить в рамках подготовки к празднованию 1150-летнего юбилея Великого Новгорода в 2009 году. Федеральный центр дал принципиальное добро, однако сумма, на которую реально могут рассчитывать новгородцы, пока уточняется.
|