Вступление стран Балтии в ЕС все сильнее оказывает влияние на структуру транспортных потоков между ними.
Представители крупных морских операторов говорят о росте объемов морских перевозок в этом направлении. В частности, в компании BSL перспективным считают развитие доставок грузов и пассажиров паромами. Появились новые рейсы в дополнение к традиционным. Скажем, BSL обслуживает линии из Эстонии на Вестервик (Швеция). Пользуются спросом заходы из Таллина в Германию на паромах Silja Line.
Пассажиры паромов (в том числе те, кто в рейс берет с собой автомобиль) - туристы и мигранты из стран Балтии, едущие на работу в Западную Европу.
Усиление интеграции между новыми членами ЕС вызывает также рост товаропотоков между странами Балтии и Польшей. На это указывает увеличение контейнерооборота польских портов Щецин и Свиноустье: он зафиксирован, в частности, после усиления сервисов на Клайпеду.
Заметим, что для развития контейнерного бизнеса порты стран - новых членов Евросоюза получают от него солидные кредиты. Например, новый терминал в Щецине и логистический центр строились с привлечением средств Европейского фонда регионального развития в рамках программы `Транспорт 2004-2006 гг.`, откуда было выделено $26,4 млн.
Отмечено и взаимное проникновение капиталов в морской бизнес. Так, в Вентспилсе рефтерминал намерено построить OOO Reefer Cargo Terminal, основанное литовской компанией Girteka, которая обладает парком из 260 грузовых автомобилей, а ее оборот - около 50 млн евро.
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы центры логистики стран Западной Европы будут постепенно `прорастать` на внешние границы ЕС. Там образуется новая сеть накопительно-распределительных складов. В первую очередь это коснется продовольственных грузов, которые будут поставлять в торговые сети стран Балтии и дальше - в РФ и страны СНГ. Общий объем инвестиций - в проект рефтерминала в Вентспилсе около 20 млн евро. Планируемый грузооборот - около 500 тыс. тонн замороженных продуктов в год.
Глобализация `выталкивает` в страны Балтии также часть евроазиатского транзита. Эту тенденцию отмечают специалисты института транспорта и связи Вильнюсского технического университета (Литва). Исследования проводились, в частности, на примере порта Клайпеда. Не исключено, что в эти перевозки будут вовлечены и российские железнодорожники.
|