Выборочный мониторинг обратной связи с читателями на Интернет-сайтах свидетельствует: доля тех, кто сомневается в объективности публикаций в ведущих отечественных СМИ, в 2006 году увеличилась. Если в 2005-м она составляла примерно 30%, то теперь приблизилась к 40%.
Понятно, что связывать напрямую реальную долю критически настроенной к СМИ части общества и Интернет-аудитории нельзя. Во-первых, надо сразу сделать поправку на то, что среди тех, кто предпочитает черпать информацию из Глобальной паутины, преобладают критически настроенные пользователи. Таких в общем количестве Интернет-пользователей, по разным источникам, от 60% до 80%. И именно они обожают оставлять недружественные комментарии к прочитанному.
Во-вторых, отклики в Интернете анонимные и часто неискренние: всегда найдутся те, кто обижен на журналистов, публикации которых задели чьи-то коммерческие интересы. Поэтому в данном случае важна не сама по себе доля протестной аудитории, а ее динамика. Как бы то ни было, факт всплеска недовольства налицо. Чем его объяснить?
Это можно сделать, попытавшись сгруппировать те перепечатки из СМИ, которые вызвали максимальное количество откликов читателей. Самый большой сегмент составит, как всегда, своеобразный чат, который образуется из сторонников реформ и консерваторов. Здесь можно отметить две четкие тенденции: по сравнению с 2004-2005 гг., во-первых, заметно увеличилось количество агрессивных реплик с обеих сторон. Ранее в них преобладали иронические настроения. Общий тон комментариев оставался уравновешенным. Теперь же эмоции все чаще, как говорится, превозмогают рассудок, и в ход идут вереницы обидных терминов и неделикатных сравнений. Во-вторых, все чаще последнее слово в таких `чатах` остается за скептиками.
Болезнь `глаза - уши`
Это указывает на то, что критические настроения в умах читательской аудитории усиливаются. И самыми востребованными в ближайшее время могут оказаться новости, касающиеся критики правительственных реформ. Но если судить по данным, которые предоставляют статистика и исследования экспертов, эти самые реформы продвигаются весьма успешно. Такой вывод указывает на признаки старой болезни `глаза - уши`: глаза видят одно, а уши слышат другое.
В СМИ улавливают потребности общества. Однако, как выясняется, не всегда могут реагировать на них адекватно. И аудитория СМИ стала с большим сочувствием относиться к пострадавшим от `наездов` журналистам.
В 2006 году частота информаций о проблемах, которые журналисты испытывают в связи со своей профессиональной деятельностью, увеличилась. Корреспонденты не раз пострадали от конфликтов с правоохранительными структурами: милиционеры не раз применяли насилие к журналистам. Осенью был избит фотокорреспондент агентства `Интерпресс`. А одной из псковских журналисток подожгли входную дверь в квартиру, до этого ее незаконно задержал патруль, а местные власти возбудили три уголовных дела, из которых два позднее были прекращены из-за отсутствия состава преступления.
Журналисты целого ряда изданий пострадали от ужесточения политики акционеров изданий. А передел собственности калининградской НТРК `Каскад`, затронувший судьбу ее персонала, вообще напоминал рейдерский захват...
Среди публикаций в Интернете также все больше откликов стали вызывать материалы, в которых говорится об усилении внутренней цензуры в СМИ. Появилось даже несколько исследований, в которых содержатся схожие выводы. По поводу общеполитических петербургских газет в одном из материалов на сайте `Лениздат.ру`, например, сказано так: `Сейчас одни газеты все больше желтеют, другие - отражают официальную точку зрения`.
Низкий рейтинг свободы
Остается только добавить, что в общемировом рейтинге свободной прессы РФ числится в самом конце. Ну а если верить экспертам Фонда защиты гласности, то от влияния государства и бизнеса свободна лишь пятая часть российских изданий. При этом на Северо-Западе РФ относительно свободными были признаны региональные СМИ Петербурга, Ленинградской, Мурманской и Новгородской областей. Оценку `несвободных` получили СМИ Псковской области.
Аудитория российских информационных сайтов
Пользователи в возрасте 25-54 года
ИА REGNUM - 45%
Yandex-Новости - 37%
Newsru.com - 37%
Руководители и специалисты
ИА REGNUM - 72%
Yandex-Новости - 63%
Newsru.com - 64%
Источник: TNS Gallup Media
|