Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Платежный бизнес - лазейка для мошенников? - ЭиВ N 1 (636)
ФИНАНСЫ
Платежный бизнес - лазейка для мошенников?
No. 1 (636) 15.01.2007
Любовь ШАБАЛИНА
В августе 2006-го были приняты поправки в Закон

`О банках и банковской деятельности`, которые позволили небанковским кредитным организациям (НКО) принимать платежи населения без открытия счетов за электричество и коммунальные услуги. Сеть приема этих платежей особенно бурно развивалась в 2006-м.

По данным ГУ ЦБ по Петербургу (на октябрь 2006 года) в городе было установлено 407 терминалов самообслуживания (для сравнения: банковских - 1975).

Оплатить услуги можно в 348 салонах связи, таких, к примеру, как `Евросеть`, `Цифроград`, `Ультра Стар`. Получила широкое распространение сеть по приему коммунальных платежей ОАО `Петроэлектросбыт` - 73 точки.

Аналогичные операции в Петербурге проводят и в сети банковских отделений: в головных офисах (42), филиалах (136), дополнительных офисах (673), а также в кредитно-кассовых офисах (271). Таким образом, доля небанковского сектора в инфраструктуре платежей достигла 21,1%.

По информации ГУ ЦБ, договоры с банками, предусмотренные внесенными в закон поправками, имеют только ОАО `Петроэлектросбыт` и компания `Элекснет`. Все остальные сети терминалов и салонов связи о таких договорах не сообщают, хотя не исключено, что они имеются.

В ЦБ не скрывают, что точной информации о небанковской инфраструктуре приема и проведения розничных платежей пока нет. Наименее достоверные сведения - о салонах связи. Приведена статистика лишь по наиболее известным межрегиональным сетям, которые располагают собственными сайтами в Интернете, где публикуется динамика показателей.

В то же время у ЦБ сети не вызывают опасения. `В этом сегменте ожидать подвоха и неприятностей вряд ли стоит, - рассказал начальник управления платежных систем и расчетов ГУ ЦБ по Петербургу Михаил Образцов. - Прием платежей для салонов связи является органичным продолжением их бизнеса, естественной сопутствующей услугой, которая приучает клиентов периодически посещать и, возможно, чаще менять `мобильник`. На 4,5 млн жителей города уже приходится 7,5 млн мобильных телефонов. Кроме того, попыток расширить сферу бизнеса за счет других сегментов розничных платежей у салонов связи не наблюдалось`.

По словам М. Образцова, Центробанк больше волнует другой сегмент рынка, условно обозначенный как `платежные терминалы самообслуживания`. Сегмент возник практически с нуля за последний год. Первые терминалы появились весной 2006-го. Их количество продолжает расти. Деньги, вложенные в этот бизнес, исчисляются миллионами долларов. Окупаемость затрат зависит от рентабельности платежного бизнеса, который участники этого рынка рассматривают как основной.

Наибольшее число терминалов зарегистрировано у платежных сетей `Элекснет` (224), `Уникасса` (68), `Молния` (46), `Мегакасса` (44).

НКО создают конкурентную среду для банков в сфере приема платежей, особенно жилищно-коммунальных. У банков сегодня возникают проблемы с организацией оплаты услуг ЖКХ. В городе нет единого центра, где бы аккумулировались данные по всем видам платежей. Вести переговоры и заключать договоры приходится с каждым монополистом отдельно.

Активность на рынке НКО, с одной стороны, радует, с другой - настораживает. Надзор за такими организациями со стороны ЦБ не ведется. И как бы ряды обманутых вкладчиков и дольщиков не пополнились в ближайшее время и обманутыми плательщиками.



С просьбой оценить зарождающуюся конкуренцию с небанковскими кредитными организациями в сфере приема коммунальных платежей мы обратились к представителям петербургских банков. Как там относятся к этому состязанию?



Мнения специалистов



Дмитрий Голован,

начальник управления интернет-технологий ОАО `Петербургский социальный коммерческий банк`:

- Рынок приема коммунальных платежей еще не заполнен. Их прием через терминалы пока только анонсируется владельцами сетей. Реально сделать это сложно. В данном случае ПСКБ использует платежные терминалы со считывателем штрихкода, что значительно облегчает совершение операции. Единственная проблема - прием платежей за электроэнергию, поскольку Петроэлектросбыт пользуется здесь своим монопольным положением.

Никаких проблем с НКО нет. Они имеют право участвовать в приеме платежей от населения. Просто бизнесменам, развивающим эти сети, по закону необходимо участие банка или НКО в договоре с получателем платежа. Видимо, НКО более удобно использовать в данной схеме. Сегодня ни один банк серьезно не начал развивать услугу по приему коммунальных платежей. Основную долю на этом рынке занимает Сбербанк, и существенно потеснить его вряд ли возможно в ближайшем будущем.



Юрий Осинский,

вице-президент ОАО `КБ `Петро-Аэро-Банк`, руководитель направления организации работы с физическими лицами ОАО `ВЕФК`:

- Все банки Восточно-Европейской Финансовой Корпорации принимают подобные платежи. В последние несколько месяцев все больше обрабатывается квитанций организаций. На мой взгляд, может возникнуть только одна проблема - очереди.

Я считаю, что вопрос острой конкуренции с НКО несколько надуманный, поскольку, помимо основных платежей (жилье, телефон), существует множество других (ТСЖ, услуги компаний, выпускающих собственные квитанции...), которые заведомо в платежные терминалы заведены не будут.

Граждане, оплачивающие эти услуги в банках, там же станут производить и все прочие коммунальные платежи, чтобы не делать это дважды в разных местах. Кроме того, непонятно, на сколько операции, осуществляемые через НКО, не подвержены мошенничеству? Пока скандалов не слышно, правда, и статистики на эту тему маловато.



Елена Лукина,

заместитель управляющего петербургского филиала БИНБАНКа:

- Наш банк принимает персональные платежи по заявлениям клиентов в сети своих банкоматов. Конечно, присутствуют некоторые проблемы, но все они решаемы и касаются в основном отработки технологии, в частности скорости поступления платежей на счет тех организаций, в пользу которых они осуществляются.

Предполагается довести данную услугу до максимально удобного и доступного для клиента уровня сервиса, `не выходя из дома`. Считаю, что каждый займет свою нишу в этой сфере. Но по мере приближения к клиентам, по всем вопросам, касающимся расчетов, удобнее будет общаться с банком, на счета которого поступают зарплаты, стипендии и пенсии. И если банк предоставляет возможность производить платежи со своего счета, даже не приходя в офис, то клиент, скорее всего, выберет его.



Алексей Дмитриев,

начальник управления организации продаж по Северо-Западной региональной дирекции ОАО `УралСиб`:

- Клиенты банка могут произвести коммунальные платежи в отделении банка либо с помощью банкомата. А для того чтобы оформлять платежи через Интернет-сайт банка, необходимо открыть счет.

Некоммерческие кредитные организации уже давно имеют существенную долю, например на рынке приема платежей за сотовую связь. Такие компании составляют серьезную конкуренцию банкам, несмотря на то что они занимают большую долю рынка по приему коммунальных платежей. Вряд ли сильно увеличится конкуренция, просто существующая ситуация на рынке приема платежей будет узаконена.

Доля петербургского филиала банка `УралСиб` на этом рынке пока невелика, но в 2007 году мы надеемся увеличить этот показатель за счет запуска новых технологий.







Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru