По данным опроса, который провели в фонде `Общественное мнение`, российские врачи нередко обладают низким уровнем квалификации и равнодушны к пациентам.
35% россиян считают, что в отечественной медицине нет перемен к лучшему. 45% опрошенных полагают, что современные российские врачи обладают низким уровнем квалификации и профессиональных знаний. Еще выше доля убежденных, что большинство российских врачей относятся к своим пациентам невнимательно и равнодушно (56%). А еще треть россиян полагают, что врачи справляются со своими обязанностями `плохо` или даже `очень плохо` (соответственно 23% и 10%).
За последние 4 года отношение россиян к отечественной медицине существенно ухудшилось: по опросам 2002 года `двойку` работе врачей выставляли на 10% меньше россиян, преобладали оценки `удовлетворительно` (41%) и `хорошо` (23%).
Оказалась большой доля респондентов (40%), которые в течение последнего полугода вообще не обращались к врачам. Можно предположить, что значительная их часть также недовольна медицинским сервисом, но предпочитает помалкивать и обходиться самолечением.
Знать пациента в лицо
Аналогичная картина проявилась и на московской II Всероссийской научно-практической конференции `Медицина и качество-2006`: ее участники пытались ответить на самый острый для отечественного здравоохранения вопрос: как повернуть медицину лицом к пациенту?
Сама по себе основная тема дискуссий говорит о многом. По сути, национальный проект `Здоровье` трещит по швам. Его не спасают поставки новых автомобилей для больниц, оснащение их современным оборудованием, попытки массовых вакцинаций и диспансеризации населения. То, что делается и намечено сделать, - капля в море.
Статистика также не замечает перемен: в российских регионах, включая Северо-Западный, не зафиксировано ни снижения смертности, ни улучшения структуры инвалидности. По данным комитета Государственной Думы по охране здоровья, с начала 1990-х годов инвалидность в России среди людей в возрасте 25-30 лет увеличилась на 80%. А показатели смертности и инвалидности среди российских мужчин в трудоспособном возрасте вдвое выше, чем в европейских странах.
По оценкам экспертов, затраты на лечение и реабилитацию людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями составляют более
30 млрд руб. в год. За год инвалидами становятся более 200 тысяч человек. Причем сегодня преобладают тяжелые формы заболеваний: только 10-15% инвалидов могут найти силы, чтобы продолжать работать.
В исследованиях `Института экономики переходного периода` сказано, что даже и сами врачи вынуждены признать: существующая в РФ система `неадекватна реальным условиям оказания медицинской помощи населению`. О реформе много говорят, но на практике любые существенные изменения в работе поликлиник и участковых медслужб наталкиваются на административные барьеры. Непонятно, правда, кто их ставит - руководители медицинских учреждений или чиновники. Но если между ними сложился устойчивый тандем, то вывод неутешительный: в рамках социальных программ люди не могут получить необходимых услуг.
Неудивительно, что больные вынуждены обращаться в платный сектор медицины, где присутствует тот же самый персонал, что и в государственных лечебных учреждениях. Такая система позволяет паразитировать на недостатках существующей системы медицинских услуг.
`Матрешка` из специалистов
Один из факторов, который позволяет медикам-бизнесменам извлекать сверхприбыль, - все более усиливающаяся специализация врачей. Чтобы пациенту назначили курс лечения, ему требуется получить заключение нескольких специалистов, большинство из которых влияет не столько на выбор процедур или медикаментов, сколько служит звеньями круговой поруки врачей, если вдруг лечение окажется неэффективным или ошибочным. При этом участковые врачи превращаются, по сути, в регулировщика: зачем брать на себя ответственность, если проще гонять пациента из кабинета в кабинет.
Такая модель оказания медицинской помощи изначально затратная. В России пытаются с ней бороться. Однако на защиту пациентов ставят, опять-таки, врачей. Но сколько их ни тасуй по разным экспертным советам, ничего не изменится.
Ограничить аппетиты врачей могут только аудиторы с юридическим образованием, чтобы оценить конечную стоимость услуги с эффективностью лечения. Именно так удалось добиться на Западе того, что частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам там составляет 5-10%, а в РФ - 40-50% от общего числа первых посещений.
В таких городах, как Москва и Петербург, этот показатель еще выше, потому что в крупных городах практически исчезла преемственность в наблюдении за пациентами при хронических заболеваниях. В практике участкового врача практически утрачен диспансерный метод. Каждый раз при смене врача все сводится к принципу: `На колу мочало, начинай сначала...`. Болит - сдавай анализы, вставай на конвейер к специалистам, нужным и ненужным. Ведь у них - тоже специализация. Только еще глубже и изощреннее. Приходится тратить уйму времени, пока случайно не наткнешься именно на того, кто сумеет оказать эффективную помощь.
Очень общая практика
На Западе ситуация иная: специалисты амбулаторного звена ставят первичные диагнозы, а специализированные исследования лишь уточняют их. И пациент сам вправе решать, надо ему это или нет. В развитых странах лечат пациента, в России - его отдельно взятую болезнь. Ни в одной концепции Минздрава РФ, а затем и Минздравсоцразвития РФ, связанной с реформированием медицины, не предложены решения, как соотнести загрузку врачей узкой специализации и их материальное вознаграждение. В крнцепциях предполагалось развивать услуги врачей общего профиля, но не предусматривалась их ответственность за результаты комплексного лечения пациента. Не ясно также, какой в таких случаях будет ответственность врачей-специалистов. Качество услуг не увязано с затратами на оборудование для современной диагностики...
Неудивительно, что все попытки (в рамках реализации концепции развития отечественной медицины в 1997-2005 гг.) передать часть оказываемых медуслуг из стационарного сектора здравоохранения в амбулаторный не увенчались успехом. За 10 лет в РФ появилось только 3,9 тысячи врачей общей практики, тогда как в одной маленькой Бельгии их более 10 тысяч.
Принятый в 2005 году национальный проект в сфере здравоохранения также не содержит механизмов реализации тех экономических моделей работы отрасли, которые существуют на Западе.
Северо-Запад РФ и Петербург - не исключение из общего правила. На это указывает уже сам принцип обсуждения мер по реформированию системы медицинского обслуживания, например, в ноябре депутатами Петербурга. Все сводилось к дискуссиям по техническим процедурам: как увязать способы решения медицинских проблем и основные положения разрабатываемой концепции демографического развития Петербурга до 2015 года.
Средняя зарплата на предприятиях здравоохранения (на октябрь 2006 года)
Петербург - 12 555 руб.
Ленинградская область - 8 470 руб.
Источник: Петростат
|