Конфликт России и Белоруссии вокруг транзита энергоносителей еще раз доказывает: административные барьеры могут возникать в экономике по воле государственных мужей, как чертики из табакерки.
Приятно, конечно, ощущать себя дирижером крупных товаропотоков. Только вот незадача: чем более развит рынок, тем сложнее им командовать. Слишком многое оказывается взаимосвязанным. Дернул сверху за ниточку - и, казалось бы, марионетка должна поднять руку, чтобы отдать честь высокому столоначальнику, и вытянуться по стойке `смирно`. Но оказывается, что сбоку и снизу привязаны другие веревочки. И кукла начинает биться в конвульсиях.
На проблему неуемного администрирования экономикой на постсоветском пространстве деликатно намекнули в Еврокомиссии. В России мало кто обратил внимание на то, как четко и оперативно там сформулировали общую для стран ЕС позицию: между государствами могут быть торговые конфликты, но методы их решения не должны напоминать снежный ком, скатывающийся с горы. Потому что лавина способна накрыть и тех участников рынка, которые непосредственного отношения к конфликту не имеют.
Нефтепровод `Дружба` строился несколько десятилетий назад как источник братской экономической помощи СССР своим союзникам по Варшавскому договору. Внутри социалистической системы рыночные принципы отношений не действовали - их заменяли административные установки на безусловное политическое единство, которое до поры до времени обеспечивалось поставками дешевого советского энергосырья. Но эти энергоподпорки все-таки не выдержали стремления населения стран Восточной Европы жить в свободном от чужого диктата обществе.
Сегодня эти страны получают российские нефть и газ в основном по мировым рыночным ценам и, поругивая бывших союзников, тем не менее приводят в порядок свою экономику, прежде избалованную дешевыми подарками с Востока. Все они стали членами Евросоюза (последними с 1 января 2007 года - Болгария и Румыния), где действуют иные принципы отношений, не основанные на политическом диктате.
До недавних пор в СНГ пытались реанимировать социалистическую модель взаимного хозяйствования с той же основой в виде дешевых энергоресурсов. Но интеграция от этого никак не крепла. И в конце концов российское руководство оказалось вынуждено включить экономический механизм рыночных отношений, предложив постепенно приближаться во взаимных расчетах к мировым ценам.
Наиболее бурную реакцию это вызвало у руководства Белоруссии, казалось бы, - ближайшего союзника Москвы в интеграционных процессах на просторах СНГ. Но одно дело - говорить о единстве, другое - сделать решительный шаг к нему на практике. Время доказало, что Александр Лукашенко вовсе не стремится растворить полностью подвластную ему экономику Белоруссии в рыночных дебрях России.
Политики могут дружить или нет, однако они обязаны договариваться о принципах отношений, которые не разрушают взаимовыгодную торговлю. Ведь глобальная торговля - это и есть политика. А если кто-то начинает строить изгородь административных барьеров на пути товаропотоков, то проигравшим в конце концов оказывается потребитель по обе стороны возникших по воле чиновников препятствий.
На этот раз вроде бы нам повезло: президенты Лукашенко и Путин нашли способ преодолеть конфликт и вырваться из частокола собственных амбиций. Но кто даст гарантию, что подобное не повторится в другом виде или на других наших границах?
|