Первые признаки перемен зафиксировали в автоклубе ADAC (Германия) в конце 2005-го: по традиции, считалось: брэнды лидеров больше всего удовлетворяют потребителей. На то они и лидеры, чтобы не допускать стратегических ошибок. И каково же было изумление проводивших опрос, когда ведущие игроки суперлиги - производители BMW, Mercedes и Chrysler - оказались отодвинуты японскими поставщиками Subaru и Toyota. А лучшим автомобилем по надежности эксплуатации стал Porsche.
Оказалось, что педантичные немцы ставят на первое место не новые технологии, не богатство оснащения, а практичность в эксплуатации. Ее, правда, различные категории потребителей понимают по-своему. Владельцы `нафаршированных` машин оказались еще капризнее: они разочаровываются в автомобиле при первой же серьезной поломке и приходят в ярость от высоких цен на ремонт.
Водители недорогих машин от них чудес не ждут, но строго следят за тем, во сколько им обходятся поездки, обращая внимание как на потребление топлива, так и на стоимость сервиса и ремонта.
Спустя год ту же тенденцию на российском рынке подметили руководители компании Ford на открытии нового салона дилерской сети `Рольф`. Это заставило производителей вносить поправки в стратегию продвижения на российском рынке, где отмечают едва ли не триумфальное шествие японских машин средней и высшей лиги. Причем во всех основных типах машин, включая внедорожники RAV4 и Land Cruiser.
Все это указывает на то, что Toyota Motor совершенно не случайно выбрало место для дальнейшего продвижения на российский рынок, наметив для старта своего нового завода в Шушарах декабрь 2007-го. Вначале завод будет производить одну модель - Toyota Camry, которая сегодня входит в список самых популярных в РФ иномарок.
Следом за ним идут в компании Nissan, в которой начнут строительство завода по промсборке автомобилей в Петербурге в мае 2007 года. К такому решению подтолкнула динамика продаж российского представительства `Ниссан Мотор Рус`, где за 11 месяцев 2006 года увеличили продажи в России, по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, на 59,35% (реализовано 66,2 тыс. автомобилей).
Прагматиков больше, чем лириков
По исследованию Discovery Research Group, в РФ рост продаж новых автомобилей снижает спрос на подержанные авто. Несколько лет назад по объемам реализации преобладали автомобили, бывшие в употреблении. А вот в I половине 2006-го куплено более 418 тысяч новых иномарок и только 130 тысяч - подержанных. Такая же картина наблюдается и в Петербурге: по исследованиям ООО `ГОРТИС` - МИК`, на новые иномарки приходится теперь около половины от всех продаж, а на долю б/у машин - около 20%.
Считается, что на рынке подержанных авто предложение превышает спрос. Исключение - элитные машины. Но цены на них при перепродаже так снижаются, что могут опуститься до уровня среднего класса.
На горизонте - `автомобильная деревня`
Интерес к машинам премиум-класса заставляет дилеров открывать новые автосалоны и шоу-румы, создавая из них целые зоны по продаже и обслуживанию автомобилей. Появился даже проект строительства `автомобильной деревни` на развязке КАД и Мурманского шоссе. Его стоимость оценивают в $25 млн. На площади в 3,5 га разместят свои центры 8 дилеров. Строительство намечено закончить осенью 2007 года.
В Москве пробуют пристраивать шоу-румы к крупным торгово-развлекательным центрам. В Петербурге тоже развивается система мегацентров. Возможно, и там реализуют подобные проекты.
Однако специалисты полагают, что у таких проектов в Петербурге нет будущего. Однако включать дилерские центры в состав ТРК в России не имеет смысла: туда приезжают скорее за товарами повседневного быта. Шоу-румы эффективны для продвижения на рынок новых марок машин. Их показ способен собрать немало народа.
И все же торговля автомобилями - слишком специфический вид продаж. Это доказывает опыт США и Европы, где тоже были попытки интеграции ТРК с автобизнесом. Удачных примеров пока нет.
Колеса для миллионеров
В 2005-2006 гг. на рынок РФ стали поступать такие экзотические новинки, которые ранее можно было увидеть только на Западе. В частности, комфортабельные автодома. Немцы создали теплосберегающий автодом для поездки на горнолыжный курорт. В 2005-м компании удалось продать в РФ 30 таких экзотических средств передвижения, а в 2006-м - около 70.
Еще одна премьера - микроавтобусы, позволяющие совместить бизнес-переговоры с поездкой. Одним из первых такой мини-вэн предложил Volkswagen. Внутри салона всего 4 кресла, но просторных и с автоматизированной фиксацией. Предусмотрено место для полного набора офисной техники, позволяющего проводить презентации. Базовая стоимость в РФ - от $160 тыс.
Однако многие из экзотических новинок так и не доходят до российских шоу-румов. Например, так и не побывала в РФ оригинальная модель BMW, весь тюнинг которой подчинен одной идее - слушать музыку. Он выполнен на основе платформы Х5. Практически все багажное отделение занимает аудиотехника. В салоне - идеальная акустика, как в элитном концертном зале. Считается, что в РФ не найдется покупателей на такую безумную версию автомобиля.
Не привозят в РФ и спецверсии спортивных Porsche с особой аэродинамикой и сверхсильными двигателями. Ну где у нас такие дороги, на которых можно разогнаться до 256 км в час?
Зато в Россию охотно привозят на испытание разные джипы. Не исключено, что когда-нибудь будут демонстрировать и концепт-кары (прообразы машин нового поколения), и дрим-кары (машины, готовые воплотить наяву мечты отдельных богачей). Есть же и у нас свои миллиардеры.
|