В Петербурге темпы роста объемов продаж сотовых телефонов снижаются. Рынок в основном сужается за счет сокращения предложения бывших в употреблении телефонов: их продавать невыгодно.
Нет былого ажиотажа и со сменой старых моделей на новые. В 2005-м бум был связан с появлением доступных по цене сотовых трубок с цветным дисплеем и полифонией. Теперь требуются новые стимулы для покупателя.
В 2006-м повода для смены телефона не было. Новинки привлекали, как правило, расширенной памятью и возможностью проигрывать музыкальные файлы. Однако пока телефон (если производители пытаются совместить его с другими устройствами) получается громоздким, а по объему памяти уступает.
Революцию в производстве телефонов способны внести нанотехнологии, благодаря которым предполагается резко снизить объем мобильных устройств. В моду входит плоский стиль...
Четверка лидеров та же
Тем не менее рост подключений абонентов к сетям связи в Петербурге продолжается. И сейчас на каждого жителя города приходится примерно по две сим-карты, что почти на 4% больше, чем в 2005-м. При этом у каждого из операторов связи в Петербурге есть резервы для привлечения абонентов. Скажем, у компании `МТС` продано 2,7 млн сим-карт. А мощности 9 коммутаторов способны обслужить более 3,5 млн абонентов.
Престижными остались практически те же марки, что и в 2005-м: Nokia, Samsung, SonyEricsson, Pantech. Единственная перемена - увеличение доли продаж трубок `бизнес-класса` Samsung. Эта компания быстрее других обновляет свой модельный ряд.
Топ-лист моделей высшей ценовой категории составляют смарт-фоны (коммуникаторы), являющиеся помесью наладонного компьютера и телефона. Большинство владельцев самых навороченных коммуникаторов имеют, как правило, еще и второй сотовый телефон, потому что на ходу звонить со смарт-фона неудобно из-за его размеров. По сути, главными функциями коммуникатора становятся органайзер и быстрый доступ к Интернету.
Потому можно предположить, что ситуация в ближайшие 2-3 года не изменится: у коммуникатора непременно появится двойник - скорее всего компактный телефон бизнес-класса. Ведь размеры смарт-фона даже при плоском дизайне будет определять размер экрана: для чтения текстов он должен быть не слишком маленький. И это важно, если учесть перспективы развития услуг мобильной навигации с использованием электронных карт.
`Серых` продавцов накажут
2006 год ознаменован массовыми проверками торговых сетей Петербурга, в том числе представителями прокуратуры. Они подтвердили то, о чем давно уже подозревали: изобилие предложения при сравнительно низких ценах на трубки - во многом следствие продаж контрафакта. Как выяснилось, солидная часть трубок не имела знаков соответствия российским требованиям качества, или сертификат оказывался сомнительным. По результатам проверок возбуждено свыше 21 дела об административном правонарушении.
Вывод рынка из `тени` неминуемо приведет к росту цен на новые телефоны, как и `утяжеление` аппаратов дополнительными возможностями. Это привело к новой тенденции: увеличению доли покупок трубок в кредит. Если в 2005-м по такой схеме покупали 15% телефонов, то сегодня, по данным экспертов MForum Analytics, этот показатель вырос до 22% от всех продаж в РФ. Схема, которую предлагают в салонах связи, нередко повышает стоимость телефона на 30%.
В 2007-м, как ожидают, `кредитомания` начнет интенсивно распространяться в тех российских регионах, где обеспечена развитая система мобильных услуг.
Такие услуги заметно повышают привлекательность сетевых магазинов - таких как Dixis, `Евросеть`, `Связной`, `Ультра-Стар`. По прогнозам их руководства, в 2007 году объемы кредитования в денежном эквиваленте по отношению к 2006-му могут увеличиться на 30-45%. При этом стоимость обслуживания кредита, по-видимому, снизится. Ведь `мобильники` и оргтехника быстро устаревают: через 3-6 месяцев продаж в Москве цены на них снижают на 15-30%. В Петербурге разница, судя по прайс-листам магазинов, ниже. Ну а те, кто покупает телефон в кредит (в среднем на полгода), приобретают его на 20-30% дороже цены на день покупки. Так что прибыль у салонов от торговли в рассрочку получается солидная.
Салоны сливаются
В Петербурге лидеры по количеству точек реализации среди сетевых компаний те же, что и в целом по РФ: `Евросеть`, Dixis и `Связной`. Все они в 2006 году нацелились на поглощения небольших региональных сетей. При этом параллельно углубляется и диверсификация салонов связи: изделия премиум-класса все больше становятся слишком специфическим товаром, который надо продавать в специализированных магазинах.
Количество точек продаж сотовых телефонов в РФ
(по крупнейшим сетевым компаниям)
`Евросеть` - более 4000
Dixis - 1201
`Связной` - 1015
Источник: РБК
|