К Новому году былое изобилие заморских марок постепенно возвращается, нормализуется работа акцизных складов, сбои в которой были вызваны внедрением единой государственной автоматизированной информационной системы учета оборота спиртного.
Правда, не всем поставщикам везет. Остаются запреты на ввоз вин из некоторых стран ближнего зарубежья. До урегулирования проблемы еще далеко, хотя вроде бы межправительственные переговоры в конце ноября позволили найти пути их решения. Пока только Молдавия согласилась с введением системы проверок качества и сертификации продукции, которая должна поставить заслон поставкам в Россию контрафакта.
Вино с осадком
В целом же результаты проб вин и коньяков в течение 2006 года, взятых Роспотребнадзором в Петербурге, обнадеживают: некачественной продукции стало меньше - ее доля уменьшилась до 3,1%.
Всего было забраковано 49,3 тыс. литров винопродукции. Пробы же водки из изъятых партий соответствовали санитарным требованиям, но не проходили по ГОСТу, правилам маркировки бутылок или не имели сопроводительных документов.
Это подтверждает вывод экспертов ассоциации `Северо-Западный альянс участников алкогольного рынка` о том, что дальнейшее ужесточение госполитики на производство или продажу алкоголя не принесет желаемого эффекта. Ведь причина отравления вином и водкой - поставки в продажу суррогатов. И если ввести монополию государства на алкоголь, то это мало что изменит: нужно бороться с каналами поставок нелегальной продукции. А это уже поле деятельности правоохранительных органов.
Одна из особенностей 2006-го - заметный рост потребления импортных вин и алкогольных напитков в крупных городах России. Например, оборот алкогольной продукции в Петербурге вырос в 1,6 раза, а загрузка отечественных предприятий, выпускающих спиртосодержащую продукцию, не превышала 45%. Даже если сделать поправку на оборот нелегальных партий, вывезенных с российских заводов, и рост цен на алкоголь, то все равно такой рост оборота нельзя объяснить ничем другим, как ввозом импортных напитков - дорогих вин, коньяков и бренди.
Коньяки и виски
Если говорить о популярности импортных крепких напитков, то их традиционная линейка VIP-класса не изменилась. А вот структура предложения на корпоративных вечеринках в Петербурге стала разнообразнее, чем в 2005-м. В первую очередь - за счет ирландского виски, который успешно соперничает с традиционным рядом продукции Johnie Walker, что заставило дистрибуторов шотландских виски увеличить частоту презентаций с розыгрышем призов. В 2005-м такой потребности не было: брэнд Johnie Walker имел достаточный запас инерции в раскрутке.
Удачным можно признать и дебют европейского хереса, который на корпоративном рынке сохраняет шансы потеснить французские коньяки. В первую очередь такие марки, как `Реми Мартин` и `Мартель`. А вот джинам определенно на рынке корпоративных вечеринок не везет: их популярность в 2006-м продолжала падать, уступая сортам качественных российских водок типа `Русский стандарт` и `Русский бриллиант`.
Что касается отечественных видов бренди, то им не удалось прорваться на корпоративные праздники высокого класса. Хотя, казалось, торговые марки петербургского завода `Дагвино` имели для этого все шансы. Возможно, их продвижению мешает то, что часто у напитков с одинаковыми этикетками нередко оказывается разный вкус.
От государства ждут помощи
Еще одна характерная черта 2006 года - укрепление рынка отечественных вин. Год выдался тяжелым для кубанских виноделов: прошлой зимой вымерзло до 30% виноградников. Однако пострадали, как уверяют руководители заводов, в основном старые лозы. В результате это только ускорило обновление виноградников: на восстановление сельхозплощадей выделено 150 млн руб. из федерального бюджета.
Изменилась система господдержки российских хозяйств: теперь на нее могут претендовать только поставщики качественных виноматериалов. И чем интенсивнее они ведут хозяйство, тем выше ее объемы.
Несмотря на все проблемы, на рынок в 2006 году поступит, как ожидается, не менее 130 млн декалитров кубанских вин. Часть из заводов настроена вывести свои лучшие марки и на мировой рынок.
|