Иностранные производители кондитерских изделий диктуют стандарты качества региональным предприятиям
Общими тенденциями для предприятий пищевой промышленности СЗФО сегодня являются спад производства и смещение активности производителей в сторону сбыта продукции, продвижения брэндов. Это касается и кондитерской продукции, которая никогда не была востребованной в первую очередь, а сейчас вообще перешла в категорию имиджевой, премиальной.
Эти обстоятельства определяют перспективы развития отрасли: конкуренция на рынке будет расти, выдержать ее мало кто сможет, особенно региональные производители.
Параметры по умолчанию
Рынок кондитерских изделий сконцентрирован в двух столицах, и крупные компании, которые являются гигантами сами по себе и (или уже пережили слияния с западными концернами), приобретают региональных производителей, увеличивая, таким образом, свое присутствие на рынке, а небогатым регионалам дают шанс на выживание под своим крылом.
Этот процесс начался довольно давно: ОАО `Невские берега` приобрело 100% акций новгородской кондитерской фабрики ЗАО `Каскад` еще в 2001 году. Ощутим и приток инвестиций в отрасль: в Новгороде работает кондитерская фабрика JoyCo, в области - ООО `Дирол Кэдбери` (российское подразделение кондитерского концерна `Кэдбери Швеппс`) имеет фабрику по производству жевательной резинки в Великом Новгороде и кондитерскую фабрику - в г. Чудово.
Эксперты говорят также о будущем внимании ритейлеров, в том числе имеющих свои кондитерские производства, к регионалам, поднявшимся за счет иностранных и столичных вливаний, а также к производителям-отличникам, как, например, ОАО `Деметра`, хлебопекарно-кондитерское предприятие, потребителями продукции которой являются жители Валдайского района, Великого Новгорода и даже Петербурга.
ЗАО `Вологодский хлебокомбинат` также считается перспективным проектом, тем более что в такие города, как Вологда и Псков, инвестиции сегодня текут достаточно активно.
Комильфо для игрока
Некрупные предприятия, чей финансовый запас прочности оставляет желать лучшего, интерес столичных и иностранных бизнесменов вряд ли вызовут и будут продолжать работать, во-первых, по старинке, во-вторых - только для местных потребителей.
Небольшие региональные предприятия сосредотачиваются в основном на выпуске продукции, которую могут себе позволить покупатели с низкими доходами: шербет, карамельные конфеты, пряники, печенье, козинаки, халва, драже, торты - все выпускается по старой рецептуре или разработанной с учетом новых нормативов, но таких, которые позволяют выдерживать заданную ценовую категорию.
Соответствовать общероссийским стандартам, которые диктует Запад, они также не смогут, выпускать конкурентоспособной продукции - тоже по многим серьезным причинам. Сегодня все сильнее делается акцент на `здоровую продукцию`. Это касается всех позиций в хлебопекарном и кондитерском производстве, а выпуск такой продукции способен предопределить место производителя на рынке, его конкурентоспособность.
На рынке шоколада, который отличается высокой концентрацией даже в масштабе РФ - около 80% продаж по стране контролируют международные гиганты - NESTLE, Kraft Foods, MARS, холдинг `Объединенные кондитеры`, объединение `СладКо`, - некрупным регионалам делать вообще нечего.
Отечественные производители уже практически полностью перешли на категорию premium, кроме различных батончиков и развесных шоколадных конфет, которые остаются самой популярной позицией из-за в два раза более низкой цены, в отличие от остальных видов шоколадной продукции.
Эксперты считают, что регионалы, не имеющие надежд на инвестиции, смогут пока удержаться на своем местном рынке как раз за счет производства своей традиционной продукции для провинциальных покупателей.
|