На пошлой неделе было объявлено о покупке значительной части инвестиционной группы `Атон` австрийским банком Austria Creditanstalt, который входит а итальянскую финансовую группу UniCredit. В собственность зарубежных бизнесменов переходят инвестиционный бизнес `Атона` и направление, связанное с обслуживанием иностранных клиентов.
Экспансия продолжится
В последние месяцы мы несколько раз писали о все более активном проникновении зарубежных банков на российский рынок. Но именно покупка значительной части бизнеса `Атона` рассматривается многими аналитиками как знаковое событие.
С одной стороны, это можно трактовать как признак того, что даже самые динамичные игроки финансового рынка России не выдерживают конкуренции с иностранными гигантами и вынуждены уходить под их `крышу`. С другой - как явный знак того, что эти самые гиганты не боятся выходить на российский рынок и признают, что бизнес российских компаний выстроен по правилам, вполне соответствующим международным.
Стоимость покупки - $424 млн оценивается как хорошая, но и не как исключительно выгодная для продавца или покупателя. Проще говоря, речь идет о нормальной рыночной сделке, но именно такие нормальные сделки, заключение которых - лучший индикатор здорового состояния рынка, являются отличными сигналами для инвесторов.
Отметим, что в практике UniCredit это уже не первое приобретение российских активов за последнее время. Несколькими месяцами ранее группа приобрела 26% акций Московского международного банка, доведя свою долю в его капитале до 79%.
Примечательно и то, что владельцы `Атона` не стали полностью расставаться со всеми своими бизнесами, сохранив контроль за Интернет-брокером `Атон-Лайн` и управляющей компанией `Атон-Менеджмент`. Решение сосредоточиться на развитии розничных направлений, ориентированных на внутренний рынок, - косвенное свидетельство того, что услуги, связанные с массовым потребителем, в России сохраняют высокий потенциал.
Кстати, это осознают и итальянцы, которые (по имеющейся информации) не намерены останавливаться на достигнутом. Представители UniCredit уже заявили о том, что могут приобрести в дополнение к ММБ еще один российский банк.
Эффект синергии
Среди уже озвученных планов новых владельцев `Атона` - содействие IPO российских компаний. Клиентскую базу может обеспечить ММБ - банк известен тем, что плотно работает с рядом ведущих российских компаний. Фактически, приобретя
инвестиционный банковский бизнес, UniCredit сделала шаг к созданию в России настоящего финансового супермаркета для юридических лиц.
С расширением присутствия итальянской финансовой группы на российском рынке активнее стали обсуждаться и планы ее потенциальных конкурентов, так же, по данным ряда источников, рассматривающих возможности покупки новых бизнесов в нашей стране.
Уже очевидно, что одной из знаковых тенденций уходящего года для российского банковского сообщества станет повышенная активность зарубежных финансистов. Большинство из них словно торопятся `вскочить в уходящий поезд`, по мере того как темпы развития российского рынка набирают обороты, цена вхождения на него становится все выше.
Для ряда отечественных банков, прежде всего, специализирующихся на обслуживании юрлиц, доступ к зарубежным финансовым ресурсам стал одним из основных источников дохода. Благодаря разнице в стоимости кредитов на отечественном и иностранных рынках (в первом случае речь идет о 10-20% годовых, во втором - о 5-7% годовых) те, кто смог наладить технологии привлечения финансирования из других стран, активно играют на процентных ставках.
Для западных банкиров эта ситуация тайной, естественно, не является. Отсюда и вполне объяснимое желание самостоятельно выйти на российский рынок, либо повысить свою долю в прибыли, либо расширить клиентскую базу, предложив более доступный продукт.
Постепенно для большинства отечественных банков доступ к зарубежному финансированию становится обязательным условием конкурентоспособности. А такой доступ чаще всего обеспечивается продажей доли капитала или контрольного пакета одной из иностранных компаний.
До приобретения группой UniCredit `Атона` самым громким поглощением года на российском рынке можно было считать приобретение группой Raiffeisen `ИМПЭКСБАНКа`, обошедшееся, как сообщали информагентства, более чем в $0,5 млрд. Названная цена, скорее всего, еще долго будет оставаться рекордным показателем для сделок в сфере слияний и поглощений в отечественной банковской сфере. Однако, по меркам международного финансового сообщества, эта цена высокой едва ли может считаться.
Именно это обстоятельство и делает покупку отечественных банков особо привлекательным для зарубежных инвесторов, поскольку за сравнительно небольшие деньги им предоставляется возможность не просто застолбить место на одном из самых быстрорастущих рынков мира, но и получить сформированные клиентские базы, а также хорошо раскрученные брэнды.
Соответственно, можно ожидать, что в наступающем году тенденция к покупке иностранными бизнесменами наиболее известных российских банков, прежде всего из числа средних игроков, продолжится.
В таком развитии событий заинтересованы и российские собственники кредитных организаций, для которых продажа акций становится едва ли не лучшим способом фиксации прибыли и получения ресурсов для развития. Отечественный бизнес не располагает достаточным количеством финансовых ресурсов для приобретения успешных банков, кроме того, многие крупные российские компании обзаводились собственными `карманными` банками еще в 1990-х годах и сегодня, скорее, тоже заинтересованы в реализации непрофильного бизнеса.
Отметим также, что, как правило, смена собственника в российском банке с отечественного на иностранного не приводит к замене топ-менеджмента.
|