На прошлой неделе в Петербурге прошел `круглый стол` `Партнерские программы страховых компаний и банков: движение к финансовому супермаркету`. По его итогам напрашиваются два вывода. Первый: банки и страховые компании научились успешно сотрудничать только в тех видах страхования, которые являются обязательными при выдаче кредитов (при ипотеке и автокредитовании). Второй: в России нет спроса на услуги классических финансовых супермаркетов западного типа.
По оценкам рейтингового агентства `Эксперт`, масштабы кооперации банков и страховых компаний, а вместе с тем и объемы их кросс-продаж, в ближайшие 4 года увеличатся в 2 раза. Для сравнения: директор управления страхования имущественных рисков юридических лиц компании `Росгосстрах - Северо-Запад` Дмитрий Куксинский на `круглом столе` уверенно предсказал 3-4-кратное увеличение.
По подсчетам РА `Эксперт`, через банки сейчас продается около 20% всех договоров КАСКО; также через банки активно продаются страховые продукты, связанные с ипотечным кредитованием (страхование залога, жизни и здоровья заемщика). Только за 2006 год в России выдали 200 тысяч ипотечных кредитов, а к 2010-му Правительство РФ ставит цель достичь показателя в 1 миллион кредитов ежегодно.
ФАС ищет `согласованные действия`
Заместитель начальника отдела контроля и надзора на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти Александр Петров называет создание финансовых супермаркетов `дискуссионным вопросом`.
`В их работе нас интересуют признаки любых согласованных действий, - говорит А. Петров. - В Законе о защите конкуренции есть ст. 35, которая гласит: все финансовые институты обязаны уведомлять ФАС о своих согласованных действиях. Впрочем, есть в законе и еще одна норма: компания освобождается от этой обязанности, если ее доля на региональном рынке составляет менее 10%`.
Пока региональное управление ФАС изучает рынок: имеют ли место случаи установления согласованных страховых тарифов и кредитных ставок? требуют ли банки от аккредитованных при них страховых компаний размещать у себя же какие-либо депозиты или вкладывать средства в свои ценные бумаги? И главное - как все это влияет на рынок?
До сих пор ФАС не смогла прийти к каким-либо определенным выводам, что вполне понятно: очень уж сложна и неконкретна сама задача.
Банки и страховщики хотят интеграции
Между тем сами участники рынка не скрывают: `депозитные` требования имеют место, что и во всем мире тоже распространено. Работа через аккредитованных страховщиков кажется банкирам вполне оправданной: благодаря доверию к ним банкиры имеют возможность снижать кредитные ставки.
Без этого, по утверждению руководителя клиентского отдела `Городского ипотечного банка` Юлии Лаврентьевой, тарифы по ипотечным и автокредитам были бы выше. Д. Куксинский также отмечает, что за 2 года сотрудничества с этим банком тарифы по `ипотечным` видам страхования снизились в его компании на 20-30%.
Директор `Союза профессиональных брокеров` Павел Кушковский резюмирует: на автомобильном рынке банки и страховщики совместными усилиями сделали то, с чем не справлялись дилеры: они толкнули рынок, и сегодня машину без очереди снова стало не купить. Теперь г-н Кушковский ожидает этого и от ипотечного рынка.
На вопрос о том, когда в банках можно будет получить квалифицированную рекомендацию по страхованию и купить не только `ипотечные` и `автокредитные` полисы, страховщики и банкиры ответить не смогли. По мнению
П. Кушковского, гораздо вероятнее, что объединение страховых и банковских продуктов будет происходить в брокерских и консультационных компаниях, причем, в первую очередь, под уже `раскрученные` виды кредитования.
Юлия Лаврентьева и Дмитрий Куксинский полностью согласились с этим мнением, как и с тем, что реального спроса на услуги финансовых супермаркетов западного типа на петербургском рынке пока не отмечено.
Четырехлетняя история
Напомним: более 4 лет назад, в ноябре 2002 года, уже было объявлено о формировании первой в России сети финансовых супермаркетов. Об этом сообщили руководители финансовой корпорации `НИКОЙЛ`. На тот момент ФК `НИКОЙЛ` стала собственником `Автобанка`, `Промышленно-страховой компании` и нескольких более мелких страховых компаний. На основе их филиальной сети предполагалось реализовывать широкий ассортимент финансовых услуг, оказываемых всеми членами банковско-страховой группы.
Тогда в московских отделениях `Автобанка` уже продавали 7 видов полисов ПСК, и, по утверждениям менеджеров `НИКОЙЛа` (теперь - корпорация `УралСиб`), продвинутым москвичам эта услуга очень нравилась - можно было решить большее количество проблем, не переезжая из офиса в офис.
Однако за последующие годы такие услуги именно в заявленной форме развития в Петербурге не получили. Весной 2006 года гендиректор группы `Ренессанс Страхование` Николай Клековкин дал комментарий: `В России пока нет успешных примеров финансового супермаркета, которые уже давно существуют на Западе. Там один финансовый консультант предлагает полисы, паи ПИФов, брокерские услуги, кредитные карты, ипотеку. У нас пока такой традиции нет, население привыкло покупать все по отдельности`.
|