Завершающийся 2006 год со всей определенностью показал страховщикам, что на этом рынке только сейчас начинаются действительно трудные времена: надо готовиться ко вступлению в ВТО, соответствовать все возрастающим требованиям со стороны контролирующих органов, а также учиться работать при постоянно снижающейся рентабельности.
Пожалуй, два главных события страхового рынка в 2006 г. имели место. Во-первых, это достижение соглашения с США о вступлении России в ВТО, в соответствии с которым на российский рынок через 9 лет должны быть допущены прямые филиалы иностранных страховых компаний.
Во-вторых, это продолжающееся очищение рынка от небольших финансово-несостоятельных и `схемных` компаний. Третье, что стоит упомянуть, - это уже не событие, а тенденция: рентабельность страхового бизнеса неуклонно снижается; для клиентов это означает, что дешеветь страховые полисы не будут - только дорожать.
Реальные и мнимые опасности ВТО
То, что иностранные компании придут только через 9 лет, не должно расслаблять российских страховщиков - время пройдет быстро, и было бы крайне важно потратить его на подготовку к новой рыночной ситуации.
Страховщики опасаются многого. Некоторые заявляют, что допуск на рынок филиалов иностранных компаний приведет к снижению правовой защищенности потребителей страховых услуг, поскольку их деятельность не будет контролироваться надзорными органами России.
Другие предупреждают, что на рынок под маркой `мировых` страховщиков придут компании со спекулятивными целями. Для захвата рынка иностранные компании могут демпинговать в течение одного-двух лет, что может привести к сокращению у российских страховщиков числа клиентов - частных лиц.
Однако в целом реакция со стороны российских страховых компаний была довольно спокойна. `В Россию начали активно приходить крупные иностранные компании, и в конечном итоге рынок распределится, условно говоря, 50 на 50% между сильными национальными страховщиками и иностранцами - точно так же, как в цивилизованных западноевропейских странах.
Вариант Восточной Европы, где нет своего национального капитала в страховании, в России невозможен`, - убежден генеральный директор СО `Ингосстрах` Александр Григорьев.
Приходится сливаться
В ожидании прихода иностранных страховщиков, а также в силу регулирующих мер страхнадзора весь прошедший год российские участники рынка продолжали укрупняться и расширять перечни своих услуг (прежде всего через объединение). Не способные же к этому покидали рынок. За 10 месяцев 2006 г. число страховщиков сократилось на 14%, а капитализация выросла на 6%.
В новом Госреестре субъектов страхового дела, составленном на 1 ноября 2006 г., числится 923 страховые компании - на 152 меньше, чем 1 января, и на 3 больше, чем 1 августа. При этом совокупный уставный капитал страховщиков России вырос почти на 6% (на 8,6 млрд руб.) - с 143,1 млрд руб. в начале года до 151,7 млрд руб. к 1 ноября.
Согласно Госреестру к 1 ноября 58 страховых компаний располагали уставным капиталом в 20 млн руб. - минимальной величиной, установленной законом о страховом деле на период с 1 июля 2006 г. по 1 июля 2007-го.
`Консолидация страхового бизнеса стала тенденцией, которая, уверен, продлится еще несколько лет`, - сказал управляющий департаментом маркетинга, рекламы и PR СО `Медэкспресс` Дмитрий Загородний.
В 2006 г. на петербургском рынке в состав СГ `Русский мир` вошла `Генеральная страховая компания`, а в состав РОСНО - компании `Медэкспресс`, `Вирилис+` и `РусМед`.
Демпинг кончился
`Рентабельность страхового бизнеса будет падать, - убежден А. Григорьев. - Она будет уменьшаться по одной простой причине: это мировая тенденция. Тарифы снижаются из-за конкуренции, а также из-за отношения людей к своим деньгам - они хотят меньше тратить на свою будущую защиту`.
Тем не менее по макроэкономическим и конъюнктурным причинам страховщики вынуждены поднимать цены. Из массовых видов страхования это касается, прежде всего, ДМС и автоКАСКО. В медицинском страховании ситуация самая простая: растут цены на услуги медучреждений - повышается цена полиса.
Удорожание медуслуг в 2006 году разные страховые компании оценивают неодинаково - кто в 30%, а кто и в 60%. Более `удачливые` страховщики говорят, что их конкурентам `надо уметь работать с медиками`.
Главной проблемой петербургского рынка ДМС остается нехватка лечебных учреждений необходимого уровня. Страховщики и медики не могут избавиться от взаимных претензий. Последние в условиях отсутствия конкуренции диктуют свои условия: повышают цены, но далеко не всегда улучшают качество услуг и сервиса.
В результате многие крупные страховщики открывают собственные клиники. К примеру, ОСАО `РЕСО-Гарантия` объявило о намерении открыть в Петербурге в 2008 г. свой многопрофильный центр, а СО `Ингосстрах` - небольшие по размеру клиники, но сделать сразу целую сеть. Возможно, тогда их полисы будут дорожать не на 20% в год, а меньше.
Не так заметно, как в ДМС, но будут расти тарифы и на КАСКО. Причиной тому станут рост издержек на привлечение клиентов и высокая стоимость основных на данный момент каналов продаж - через автодилеров и банки. В Петербурге к этим факторам добавляется еще один - самый высокий в стране уровень автомобильных угонов, в несколько раз превышающий московский.
Сергей Сафронов,
генеральный директор ЗАО `Страховая компания `Авеста`
- Прошедший год для страхового бизнеса был определяющим. Ужесточение контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний, требования к капитализации страховщиков и рост конкуренции на открытом рынке, безусловно, положительно повлиял на развитие отрасли. Основные тенденции 2006 года - уход с рынка мелких страховщиков и консолидация бизнеса.
В 2007 году основное развитие реального рынка страхования будет обеспечено за счет роста автокредитования и ипотеки. Основное конкурентное преимущество будет обеспечиваться за счет качества клиентского обслуживания.
В новом году хочется пожелать всем страхователям найти своего страховщика, а коллегам - добросовестной конкуренции.
|