Среди победителей конкурсов на получение права обслуживать жилой фонд Петербурга пока оказались лишь 10 частных управляющих компаний, выигравшие 28 лотов в 9 районах города. Результат, мягко говоря, не впечатляет, хотя совершенно не удивляет. Разве можно ожидать от монополиста, что он захочет развивать конкуренцию на полностью контролируемом им перспективном рынке?
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, главной целью которой провозгласили создание условий для конкуренции между государственными и частными компаниями на рынке услуг в сфере ЖКХ, с самого начала напоминала плохой спектакль.
В качестве главной движущей силы реформы выбрали потребителей услуг предприятий коммунального хозяйства, которым предоставили право самостоятельно выбирать исполнителей работ по обслуживанию жилого фонда, создавая товарищества собственников жилья или обращаясь к сотрудничеству с управляющими компаниями.
Очень быстро стало понятно, что создать ТСЖ трудно, а сделать его жизнеспособным - еще труднее. Товарищества остаются один на один с массой проблем, которые им создают госструктуры - `Жилкомсервисы`, налоговая инспекция и другие инстанции, а также монополисты-энергетики. Поэтому на сегодня значительная часть ТСЖ, образованных в домах, относящихся к государственному жилому фонду, существует лишь на бумаге. В официальных отчетах этого конечно же не учитывают.
ТСЖ поддержать не спешат
- В 2006 году в Петербурге создали около 900 ТСЖ, около 1 тыс. домов стали обслуживать управляющие компании, а в общей сложности с выбором способа управления жилым фондом определились жители почти 6 тыс. многоквартирных домов, - сообщил Владимир Гайдей, первый заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга. - По соглашению о совместной работе и взаимодействию, заключенному между Жилищным комитетом и Федеральной регистрационной службой, специалисты этих структур приступили к совместному консультированию желающих создать ТСЖ, начали проводить выездные мероприятия, с тем чтобы обеспечить прием документов, необходимых для регистрации товариществ собственников жилья.
Показатели впечатляют: по темпам увеличения количества ТСЖ Петербург обошел все населенные пункты России, вместе взятые. Но, похоже, власти города, прежде всего, заинтересованы в достижении количественных показателей, ведь создание условий для конкуренции в сфере ЖКХ - это задача политического уровня.
Процесс создания системы ТСЖ как будто бы специально тормозят - чтобы как можно больше петербургских домов были выставлены в качестве лотов на `открытые конкурсы на право заключения договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга`. В большинстве случаев конкурсы выигрывают госпредприятия. Как полагают эксперты - во многом по причине наличия у последних сильных административных ресурсов.
Играем в конкурсы
По словам В. Гайдея, предварительные итоги `конкурсного сезона-2006` (на середину декабря) таковы: провели 15 открытых конкурсов, разыграли более 200 лотов и таким образом привлекли на развитие ЖКХ Петербурга около 900 млн руб. из внебюджетных источников. До конца года планируют выставить на конкурсы все петербургские дома, способ управления которыми еще не выбрали. Но предприниматели относятся к этим конкурсам весьма неоднозначно.
Заказчиками работ, которые выполняют их победители, являются районные ГУЖА - то есть фактически управляющими организациями становятся именно они. Возможность выиграть лот, по идее, должны предоставлять тем, кто готов выделить как можно больше денежных средств на ремонт и эксплуатацию зданий, а также наилучшим (с точки зрения властей) образом подготовить экономическое обоснование своих инвестиционных планов, что удается руководителям частных предприятий далеко не всегда. Ну не нравятся их предложения чиновникам! При этом `инвестор` не получает никаких серьезных гарантий возврата своих вложений.
Предприниматели-конкурсанты сталкиваются с целым рядом трудноразрешимых проблем. Так, на конкурсах разыгрывают в основном крупные, дорогие лоты, суммы залоговых взносов за них чересчур велики.
Условия конкурсов вызывают большие сомнения в том, что их главная цель - создание условий для возникновения на рынке коммунальных услуг здоровой конкуренции. В общем, реформа ЖКХ напоминает нелепый спектакль по хорошей пьесе, режиссеры которого более всего хотят приятно порадовать директора театра тем, что все билеты на представление проданы и в зале нет свободных мест. Но у постановщиков нет никакого желания внести вклад в развитие театрального искусства.
Владимир Гайдей,
первый заместитель председателя Жилищного комитета
администрации Петербурга:
`По состоянию на 1 декабря 2006 года жители примерно трети петербургских многоквартирных домов уже выбрали тот или иной способ управления своим жилым фондом: создали товарищества собственников жилья, привлекли управляющую компанию или пока сохранили форму управления ЖСК, полномочия которых продлены до 1 января 2008 года.`
|