В Петербурге 19 декабря прошла заключительная конференция проекта ЕС `Развитие туризма в Северо-Западном регионе России`.
На реализацию проекта Евросоюз выделил 2,2 млн евро. Европейские эксперты работали в сотрудничестве со специалистами Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии. Они провели исследование возможностей Северо-Запада по развитию туризма, получения от него доходов, сопоставимых с другими важными отраслями экономики. Оказалось, что это вполне реально при условии грамотной маркетинговой стратегии.
Фактически проект будет продолжен, но в новом качестве. По результатам своей работы европейцы предложили создать `Северо-Западное туристское маркетинговое агентство` (СЗТМА), которое должно стать успешным партнерством органов государственного управления субъектов СЗФО с его туриндустрией. Европейцы подчеркивают, что это является практикой многих цивилизованных государств.
В кулуарах конференции российские специалисты обсуждали, насколько будет жизнеспособна предложенная европейская модель в нашей российской действительности. Организация на Северо-Западе структуры, которая будет заниматься маркетингом туризма, во-первых, требует финансовых вложений, во-вторых - четкого контроля за использованием средств.
Присутствовавший на конференции замминистра экономического развития Республики Карелия Евгений Коткин рассказал, что у карельских специалистов большой опыт работы по проектам Евросоюза.
За последние несколько лет таких проектов было реализовано более 40, но далеко не все они оказались полезными. `Деньги ЕС иногда просто прожигали европейские исполнители, которые приезжали в республику заниматься не делом, а устраивать свою личную жизнь`, - заявил на пресс-брифинге представитель правительства РК.
Сегодня сотрудничество с ЕС для Карелии - хороший источник финансирования туристской отрасли. В 2006 году за счет таких проектов она привлекла около 13 млн евро. Из бюджета на туризм смогли выделить лишь 3,2 млн руб. Другой показатель эффективности: если 7 лет назад границу Карелии с целью туризма пересекли лишь 780 тысяч человек, то в 2005 году их было уже 2,2 миллиона.
Евгений Коткин уверен, что в рамках Закона о бюджете РК будет сложно изыскать ресурсы для участия в создании маркетингового агентства. Европейские специалисты установили для республики минимальный размер такого вклада в 1,2 млн руб. Скорей всего процентное соотношение за и против будет 20 : 80.
Ясно, что похожая ситуация практически во всех субъектах региона. Вместе с тем специалисты пришли к выводу, что если не создать маркетинговое агентство, деньги ЕС, вложенные в проект, могут в итоге оказаться потраченными зря. Потому со стороны российских специалистов поступило предложение в рамках добрососедских отношений обратиться к европейцам с просьбой выделить средства на его организацию.
На первом этапе программа-минимум предусматривает за счет средств Евросоюза поддержку того, что создано за два года. Были открыт сайт, представляющий турпродукт Северо-Запада, разработан единый туристский брэнд региона для участия в международных выставках. Далее - существенное увеличение средств за счет привлечения частных инвестиций. Вершиной всего задуманного будет выход общего бюджета развития на цифры в 20-30 млн евро. `Сегодня такие инвестиции в отрасль делают центры мирового туризма, являющиеся нашими прямыми конкурентами`, - считает руководитель СЗ РСТ Сергей Корнеев. Другой вопрос, что половина этих средств - государственные инвестиции.
На фоне Северо-Запада европейцы выделяют Петербург особо как дестинацию, известную на внешних и внутренних рынках. Имея такую `звезду`, регион может получить большую выгоду. С другой стороны, деньги, вложенные в маркетинг туризма Северо-Запада, принесут пользу городу на Неве в большей степени, чем любому другому субъекту СЗФО. Объясняется это тем, что Петербург останется и будет всегда центром прибытия туристов в регион.
Заинтересованность Петербурга заключается еще и в том, что маркетингом там раньше не занимались вообще, в то время как в Карелии сегодня работают целых три маркетинговых агентства.
Результаты работы по проекту ЕС до многих региональных администраций еще даже не дошли. После того как они изучат предложения европейцев, взвесят все за и против, тогда и решат, на каких условиях участвовать в проекте создания Северо-Западного маркетингового агентства.
Совокупный кумулятивный экономический эффект от деятельности СЗ ТМА в период 2007-2015 гг.
Петербург - 2,5 млрд руб.
Северо-Запад (без Петербурга) - 1,0 млрд руб.
|