В выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости прошла выставка `Время собирать камни` петербургского фотомастера, собкора газеты `Россия` в Петербурге, декана факультета фотокорреспондентов при Петербургском союзе журналистов Павла Маркина.
В экспозиции - 60 работ, созданных за более чем полвека. Самый первый из представленных снимков датирован 1 мая 1952 года, а замыкает ретроспективу фотография из серии `Игры дачников хутора Пигелево`, которую автор сделал в августе 2006-го.
- На выставку я старался подобрать работы, которые что-то значили для меня лично, для города и горожан, - разъяснил П. Маркин.
Полвека в фотографии - это не оговорка, поскольку Паша Маркин начал свою фотографическую карьеру с 4 лет! Первым учителем был отец, увлеченный фотолюбитель. На экспозиции - несколько работ той поры. Например, `Демонстрация на Дворцовой площади 1 Мая 1952 года`, или `Визит Иосифа Броз Тито` (1956 год), где автору, соответственно, 6 и 10 лет.
Как ни парадоксально, но снимки производят впечатление вполне сложившегося мастера. Несмотря на раннее блистательное начало, дальнейший путь в фотографию оказался извилист.
Окончив Ленинградский техникум легкой промышленности, Павел был модельером-конструктором верхней женской одежды. В разное время работал учителем рисования в школе и художником-оформителем в пионерском лагере, грузчиком, завхозом и даже поваром. Но все-таки, после окончания факультета журналистики ЛГУ, стал фотокорреспондентом,.
Судя по показанным на юбилейном вернисаже фотографиям, где только Павел Маркин ни побывал: опускался на дно морское (`Акула`), делал снимки на африканском континенте (`Взгляд Кот-д`Ивуара`), в `горячих точках` и в местах, которые называют `не столь отдаленными`. Встречался с выдающимися людьми: на фото - танцовщик Рудольф Нуриев, композиторы Андрей Петров, Евгений Мравинский, Родион Щедрин, писатель Эдуард Успенский...
В триптихе из серии `Цхинвал. Малоизвестные войны` (`Шальная пуля...`, `Осетинский боевик` и `Похороны учителя`) он рассказывает о вооруженном конфликте в Осетии в 1991 году. Особенно впечатляет работа `Шальная пуля`: грудной ребенок в деревянной колыбельке улыбается, а чуть выше над ним паучьими лапами в разные стороны расходятся трещины в оконном стекле от пулевого отверстия.
Лирика репортеру также не чужда. Это и `Туман`, и `На Фонтанке`, где летящий голубь словно позирует фотографу на фоне белых льдин среди черной воды. А работа `Летняя жара` - и вовсе поэма о любви, молодости и лете.
Особое место в экспозиции занимают ретрофотографии, великолепно передающие атмосферу XX века. Например, фотография `Открытие Ленинградского метрополитена. Первая электричка` 1955 года кажется кадром из кинофильма - настолько она живая и в то же время какая-то нереальная.
Многие знают Павла Маркина по совместной работе в том или ином издании, другие - по секции фоторепортеров при Санкт-Петербургском союзе журналистов, которую он возглавляет уже 12 лет. Наибольшей известностью у молодежи мастер пользуется по фотофакультету, которым он руководит уже 23 года.
В 2002 году Павел Маркин стал победителем VIII конкурса журналистов `Золотое перо`. В октябре 2006-го он удостоен высшей награды Петербургского Клуба джентльменов `Фарфоровый джентльмен` за 2006 год в номинации `Фотоискусство` с формулировкой Константина Мелихана: `За субъективность его объектива и позитивность его негативов`.
|