Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Без демонизма, но с `Демоном` - ЭиВ N 48 (634)
КУЛЬТУРА
Без демонизма, но с `Демоном`
No. 48 (634) 18.12.2006
Алексей ЕРОФЕЕВ
Выставка, посвященная Михаилу Врубелю, открылась в Русском музее. В нее вошли только работы из собрания ГРМ. И сделано это, по словам заместителя директора музея Евгении Петровой, намеренно. Из Третьяковской галереи взять картины практически невозможно, поскольку все они находятся в постоянной экспозиции и составляют единое целое. `Выдернуть` на время что-то - значит нарушить целостность врубелевского зала галереи.

Но оттого, что в Петербург не привезли картины из собраний других музеев, эта выставка ничуть не обеднела. В собрании ГРМ находится более двух с половиной сотен работ художника, многие из которых большинству любителей живописи незнакомы. К примеру, графика. Ее нельзя подолгу держать на свету, поэтому возможность увидеть ее предоставляется только лишь на временных экспозициях.

И эта выставка - прекрасная возможность еще раз убедиться в незаурядном таланте Врубеля. Таланте, который далеко не все смогли распознать в ту пору, когда художник был здоров. Впрочем, и в период душевной болезни, который длился несколько лет, талант никуда не исчезал, о чем свидетельствуют его графические `раковины`. Целая серия рисунков, в которых одни видят какие-то космические глубины, другие - больничные судна, превращенные творческим воображением в художественный и, надо сказать, в исполнении Врубеля - высокохудожественный объект!

`Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить`, - сказал о Врубеле поэт Валерий Брюсов, портрет которого стал последней работой художника, после чего он полностью ослеп.

Врубеля называли `мятежным демоном` русской живописи. Демон во всех его проявлениях, имея в виду чисто художественное его воплощение Михаилом Александровичем, сыграл с живописцем злую шутку. Работа над ним окончательно свела с ума художника. С конца 1880-х, пораженный лермонтовским `Демоном`, он начал разрабатывать `демоническую` тему в своем творчестве, считая его `олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе`.

А демон словно специально издевался над художником. Врубель не воспринимал никаких замечаний, касавшихся изображений своего героя. По рассказам Степана Яремича, однажды он `пришел в невероятно раздраженное состояние... Серова стукнул палитрой по голове за замечание, что ноги у Демона нехорошо нарисованы`.

Было это в 1902 году, когда Валентин Серов намеревался приобрести для Третьяковской галереи `Демона поверженного`. А когда, несмотря ни на какие доводы Серова, Совет галереи не купил картину, довольствовавшись лишь эскизом, Врубель неистовствовал, во всем виня благосклонно относящегося к нему Серова.

Тот же Яремич в одном из писем писал: `Врубель по сему поводу страшно озлоблен на Серова и ищет случай, чтобы погубить этого ни в чем не повинного честного сердцем человека. Говорит, револьвер уже заготовлен, и рука казнящего не дрогнет`.

Нет, не иначе демон одолел творца. Слава богу, казнить Врубелю Серова не пришлось, а Валентин Александрович, после того как Врубель попал в лечебницу, всячески помогал жене и сестре художника.

Впрочем, эта статья не о Серове, хотя без него трудно обойтись, идя на выставку Врубеля. Проходя по залам корпуса Бенуа, пройти мимо залов с картинами Валентина Серова невероятно трудно.

Что касается демона, то как без него?! На выставке представлены гипсовая `Голова Демона` (на снимке), созданная в 1890 году, и живописное полотно `Демон летящий`. Вернисаж приурочен к 150-летию Врубеля. Существенную помощь в организации этого художественного праздника для любителей изящных искусств оказали спонсоры: Внешторгбанк и ОАО `Северсталь`.

Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРА
30.11.23Сергей Шуб: «В основе спектакля — пьеса, в основе театра — человек»
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом» — человек дела, что не раз уже доказал. Он не только создал одну из лучших театральных трупп Петербурга и России, но и уже 25 лет благодаря ему на сцене «Балтийского дома» проводится Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». За эти 25 лет в нем приняли участие 77 театров с 263 спектаклями. Более конкретной и важной миссии по продвижению русской культуры, наверное, и придумать нельзя. Особенно сегодня, когда в некоторых странах ее пытаются отменить. Миссию «Встреч в России» он видит в том, чтоб «объединяться не в ненависти, а в любви».
29.12.08«Все зависит только от нас»
Народный артист РФ Сергей Мигицко:
29.12.08Гатчинские валенки в юбилей похорошели
29.12.08Маковские заполнили музей
22.12.08Коротко
22.12.08Добро пожаловать в тюрьму
Столетие Музея истории Петербурга ознаменовалось приведением в порядок нескольких музейных объектов и открытием новых экспозиций
15.12.08Я вам пишу – чего же боле?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru