Выставка, посвященная Михаилу Врубелю, открылась в Русском музее. В нее вошли только работы из собрания ГРМ. И сделано это, по словам заместителя директора музея Евгении Петровой, намеренно. Из Третьяковской галереи взять картины практически невозможно, поскольку все они находятся в постоянной экспозиции и составляют единое целое. `Выдернуть` на время что-то - значит нарушить целостность врубелевского зала галереи.
Но оттого, что в Петербург не привезли картины из собраний других музеев, эта выставка ничуть не обеднела. В собрании ГРМ находится более двух с половиной сотен работ художника, многие из которых большинству любителей живописи незнакомы. К примеру, графика. Ее нельзя подолгу держать на свету, поэтому возможность увидеть ее предоставляется только лишь на временных экспозициях.
И эта выставка - прекрасная возможность еще раз убедиться в незаурядном таланте Врубеля. Таланте, который далеко не все смогли распознать в ту пору, когда художник был здоров. Впрочем, и в период душевной болезни, который длился несколько лет, талант никуда не исчезал, о чем свидетельствуют его графические `раковины`. Целая серия рисунков, в которых одни видят какие-то космические глубины, другие - больничные судна, превращенные творческим воображением в художественный и, надо сказать, в исполнении Врубеля - высокохудожественный объект!
`Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить`, - сказал о Врубеле поэт Валерий Брюсов, портрет которого стал последней работой художника, после чего он полностью ослеп.
Врубеля называли `мятежным демоном` русской живописи. Демон во всех его проявлениях, имея в виду чисто художественное его воплощение Михаилом Александровичем, сыграл с живописцем злую шутку. Работа над ним окончательно свела с ума художника. С конца 1880-х, пораженный лермонтовским `Демоном`, он начал разрабатывать `демоническую` тему в своем творчестве, считая его `олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе`.
А демон словно специально издевался над художником. Врубель не воспринимал никаких замечаний, касавшихся изображений своего героя. По рассказам Степана Яремича, однажды он `пришел в невероятно раздраженное состояние... Серова стукнул палитрой по голове за замечание, что ноги у Демона нехорошо нарисованы`.
Было это в 1902 году, когда Валентин Серов намеревался приобрести для Третьяковской галереи `Демона поверженного`. А когда, несмотря ни на какие доводы Серова, Совет галереи не купил картину, довольствовавшись лишь эскизом, Врубель неистовствовал, во всем виня благосклонно относящегося к нему Серова.
Тот же Яремич в одном из писем писал: `Врубель по сему поводу страшно озлоблен на Серова и ищет случай, чтобы погубить этого ни в чем не повинного честного сердцем человека. Говорит, револьвер уже заготовлен, и рука казнящего не дрогнет`.
Нет, не иначе демон одолел творца. Слава богу, казнить Врубелю Серова не пришлось, а Валентин Александрович, после того как Врубель попал в лечебницу, всячески помогал жене и сестре художника.
Впрочем, эта статья не о Серове, хотя без него трудно обойтись, идя на выставку Врубеля. Проходя по залам корпуса Бенуа, пройти мимо залов с картинами Валентина Серова невероятно трудно.
Что касается демона, то как без него?! На выставке представлены гипсовая `Голова Демона` (на снимке), созданная в 1890 году, и живописное полотно `Демон летящий`. Вернисаж приурочен к 150-летию Врубеля. Существенную помощь в организации этого художественного праздника для любителей изящных искусств оказали спонсоры: Внешторгбанк и ОАО `Северсталь`.
|