Противостояние Комитета по транспорту администрации Петербурга с владельцами `маршруток` длится почти год. Как это отражается на качестве обслуживания пассажиров?
В комитете считают, что проведение конкурсов среди пассажирских компаний позволило сдержать рост цен на услуги коммерческих автоперевозчиков и пополнить парк машин на социальных маршрутах.
В краткосрочной перспективе, как показывает практика, эту задачу решить вроде бы удалось. По крайней мере, частично. Появились маршруты, по которым можно более-менее комфортно передвигаться на социальных автобусах, тогда как раньше они ходили неупорядоченно, с большими интервалами.
Бреши в расписании
Однако такой результат достигнут не везде. И частники по-прежнему заполняют бреши в расписании работы социальных автобусов. Причем параллельно ездят те, кто выиграл конкурсы на маршруты, и те, кто проиграл или не участвовал вовсе. Последние нередко ставят цену выше, чем у конкурентов. Но пассажиры, если они спешат, все равно раскошеливаются.
Это доказывает, что подвижного состава в Петербурге не хватает. И тех, кто выезжает на линию вопреки воле чиновников, по-прежнему немало. Ведь законодательство РФ не запрещает заниматься извозом как одним из видов предпринимательства. Даже если у автоинспекции найдется законный повод штрафовать непокорных, вряд ли это пойдет на пользу горожанам. Да и не хватит сегодня в Петербурге `гаишников`, чтобы остановить всех, кто вышел на работу без разрешения городских властей. И слишком громким выйдет резонанс от акций протеста
оставшихся без работы водителей-частников.
Тем не менее время - фактор, который играет против них. Конкурсные процедуры помогли стабилизировать сервис и оптимизировать расходы основного социального перевозчика города - ГУП `Пассажиравтотранс`. Они же помогли компаниям, выигравшим конкурсы, увеличить оборот. Больше средств остается на обновление подвижного состава по лизингу. Значит, будет меньше ниш, куда смогут вклиниться `аутсайдеры`. Им придется больше средств тратить на ремонт, потому что срок окупаемости новых машин должен, по идее, увеличиться.
Специалисты в этой сфере считают, что в нынешней системе рыночных координат противостояние части автоперевозчиков Комитету по транспорту может продолжаться еще долго. Ведь поправки в федеральное законодательство, на которых настаивают петербургские чиновники, в ближайшее время вряд ли будут приняты.
До сих нет нового Устава автотранспорта РФ. А нормы, записанные в ныне действующем Уставе, безнадежно устарели. Кстати, они вообще не предусматривают проведения каких бы то ни было конкурсов для `маршрутных такси`.
В дальней же перспективе положение `аутсайдеров` нерадостное. Рынок вытеснит их из Петербурга.
Недовольные жалуются
Правда, вряд ли автоперевозчики сдадутся без боя. Ведь перевозчики, проигравшие конкурс, пытаются выяснять отношения с чиновниками через суд. Таких дел - десятки. И они усложняют дальнейшие реформы.
Да и те, кто выиграл, не слишком довольны сложившейся системой получения бюджетных средств. Это продемонстрировали ноябрьские акции протеста одного из победителей.
Корни конфликта в том, что в Петербурге нет, строго говоря, эффективной системы госконтрактов на услуги частных компаний в рамках единого социального заказа.
Впереди, по-видимому, еще не один скандал, который способна породить реформа сети пассажирских автоперевозок, затеянная в Петербурге. Самое неприятное, что конфликты порождают нестабильность в работе перевозчиков. В милицию поступают заявления о драках среди водителей разных компаний. Причем можно предположить: если в судах `пострадавшие` правды не найдут, то дело дойдет до стычек стенка на стенку с железными прутами и до порчи подвижного состава.
Ну а население города следит за всеми этими событиями скорее с любопытством. Кто-то разделяет позицию Комитета по транспорту. Кто-то сочувствует предпринимателям, бизнес которых ущемляют местные власти (пока частники держат приемлемый уровень тарифов). А кому-то просто надо ехать по своим делам. И в принципе все равно - подойдет ли нужная `маршрутка` или социальный автобус.
|