Бурный спрос на иномарки вызывает повышенное внимание к стратегии их производителей. О тенденциях на авторынке Северо-Запада РФ мы поинтересовались у президента ЗАО `Форд мотор компани` (представительство Ford в России и странах СНГ) Хенрика Нензена.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития автомобилестроения в Петербурге и его пригородах?
- Создание ряда заводов по выпуску иномарок - добрый знак. Во-первых, это свидетельствует о росте потребительского рынка. А во-вторых - производителям будет легче осуществить локализацию комплектующих в Петербурге и Ленинградской области. Ведь для их выпуска нужно набрать достаточно солидные объемы. У компании Ford в Европе свыше 50 фирм-партнеров по изготовлению запчастей. И мы, в частности, ведем с ними переговоры о создании в Петербурге своих филиалов или совместных предприятий.
Если компания хочет выпускать массовые модели автомобилей, то будет стремиться сосредоточить их как можно ближе к месту реализации. Сегодня разница на одних таможенных пошлинах между машиной, собранной на заводе Ford во Всеволожске и ввезенной из Европы, составляет $3-4 тыс. Потому имеет смысл ввозить только машины с дополнительными элементами комплектации, когда цена моделей превышает $20 тыс. В том числе редкие модели или новинки, которые пользуются спросом.
Тем не менее в городе на Неве `Форд Фокус` может стать самым популярным автомобилем. Такая тенденция наблюдается во всех городах, где локализовано производство автомобилей. Реализация машин выше там, где сосредоточено производство и где проживают покупатели.
Кстати, объем продаж `фордов` в России в 2006 году, как ожидается, увеличится до 120 тыс. шт. Иными словами, удвоится.
Российский автомобильный рынок развивается интенсивно. Но до насыщения ему еще далеко. В РФ в течение ближайших трех лет намечено открыть 7 заводов по сборке иномарок. В 2010-м общий выпуск таких автомобилей может превысить 1 млн шт. При этом структура потребления изменится.
Если раньше покупателей интересовала в первую очередь цена машины, то теперь многие считают общие расходы на ее эксплуатацию. Если раньше автомобиль приобретали в среднем на 15 лет, то теперь увеличивается доля пользователей, которые меняют машину через 3 года.
Вторая особенность - рост объемов автокредитования. Если поначалу в этом плане лидировал московский рынок, а в Петербурге предпочитали приобретать автомобили за наличные деньги, несмотря на достаточный выбор банковских продуктов, то сегодня доля покупок машин в кредит значительно выше, чем в Москве. Такая тенденция повышает роль дилеров на Северо-Западе России.
В 2006 году торговая сеть Ford в России объединяет 146 компаний. В 2010-м она расширится до 250 фирм. На Северо-Западе РФ основная часть дилеров сосредоточена в Петербурге. В ближайшее время в нее войдут еще 3-4 новых центра продаж. Причем один новый дилер появится уже весной 2007-го.
Дилеры Ford есть в Вологде, Архангельске, Мурманске, Петрозаводске. Стартуют проекты в Пскове, Новгороде. Развертывается работа в Калининграде. Кроме того, продажами `фордов` занимаются и субдилеры. В частности, субдилерский центр действует в Сыктывкаре.
- Как сказывается на продажах укрепление российского рубля по отношению к доллару?
- Это сложный вопрос. Традиционно цены на `форды` были привязаны к доллару (комплектующие поступают из США). Но поставки в Россию идут из Европы. Потому стоимость машины определяют в евро. С учетом работы завода во Всеволожске имеет значение рублевая составляющая. В принципе, в России мы готовы привязывать цены к рублю.
Однако если говорить о тенденции в целом, то благодаря укреплению рубля по отношению к доллару и евро, сегодня покупка иномарки россиянам обходится дешевле, чем это было, скажем, в 2002 году.
- Как вы оцениваете состояние рынка труда в Петербурге и его пригородах? Ощущаете ли конкуренцию при привлечении специалистов? Как строятся отношения топ-менеджеров и наемного персонала в России, есть ли различия по сравнению с США и Европой?
- В компании Ford всегда придавали особое значение работе с персоналом и развивали устойчивые связи с профсоюзами. Конфликтные ситуации, в принципе, неизбежны. Вопрос - в механизме их урегулирования.
Петербургский рынок труда - развивающийся. С приходом новых инвесторов спрос на специалистов разогревается. Например, появление новых производителей иномарок в городе обернулось уходом от нас около десятка менеджеров. Это ощутимая потеря, которая заставляет задуматься о росте рисков, связанных с развитием конкуренции на рынке труда. Эти риски можно компенсировать по-разному. В том числе - за счет карьеры в компании и развития программ обучения.
В мае 2007 года в Москве намечено открыть центр подготовки кадров. На заводе во Всеволожске реализуется программа обучения персонала. Также проводятся тренинги для специалистов дилерских фирм.
|